Телескоп James Webb обнаружил самую раннюю нить «космической паутины»

Используя данные космического телескопа Джеймса Уэбба, астрономы обнаружили массивную газовую нить, состоящую из 10 тесно расположенных галактик, протянувшихся на 3 миллиона световых лет. По мнению исследователей, эта древняя нить газа и звезд может представлять собой самую старую из известных нитей космической паутины.

«Я был удивлен тем, насколько длинной и узкой является эта нить», — сказал в своем заявлении Сяохуэй Фань, астроном из Университета Аризоны. «Я ожидал найти что-то, но не ожидал такой длинной и очень тонкой структуры».

Недавно обнаруженная нить сформировалась, когда Вселенная была молодой — всего через 830 миллионов лет после Большого взрыва. Она удерживается чрезвычайно ярким небесным объектом, в центре которого находится сверхмассивная черная дыра, известная как квазар.

Именно благодаря этой яркой черной дыре ученые впервые обнаружили эту нить. Фан и его команда работают в рамках проекта ASPIRE (A Spectroscopic Survey of Biased Halos in the Reionization Era), целью которого является изучение того, как самые ранние черные дыры повлияли на галактическую эволюцию. Обнаруженный здесь квазар был одним из 25 квазаров ранней Вселенной, на которые нацелился проект.

«Это одна из самых ранних нитевидных структур, которые люди когда-либо находили связанными с далеким квазаром», — сказал в своем заявлении Фейдж Ванг, астрофизик из Университета Аризоны и главный исследователь программы.

Исследователи предполагают, что черные дыры помогли сформировать космическую паутину, действуя как гравитационные колодцы для притягивания материи вместе, а иногда выбрасывая ее далеко на «космических ветрах», которые возникают вокруг чрезвычайно активных квазаров. Гравитация удерживает эти нити звезд и пыли, даже когда ветры тянут их через всю Вселенную.

Исследователи полагают, что в конечном итоге нить сконденсируется в скопление галактик, подобное скоплению Кома, которое находится примерно в 330 миллионах световых лет от Земли.