Шансы тают. Телескоп «Джеймс Уэбб» не нашел атмосферу у второй планеты в семипланетной системе

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» потерпел вторую неудачу в поиске плотной атмосферы у экзопланет одной из наиболее перспективных в плане обнаружения внеземной жизни планетных систем, известных на сегодняшний день. Астрономы опубликовали в журнале Nature данные наблюдений, снижающие вероятность существования сколь бы то ни было значимой атмосферы у планеты TRAPPIST-1 c. Месяцем ранее они же сообщили об отсутствии атмосферы и у соседней TRAPPIST-1 b.

Однако, как отмечает Nature News, все еще есть шанс обнаружить плотные атмосферы, содержащие интересные с точки зрения геологии и биологии соединения, такие как двуокись углерода, метан или кислород, у некоторых из остальных пяти планет системы звезды TRAPPIST-1. В то же время, поскольку планеты такого типа часто встречаются на орбитах у многих звезд, «результаты, полученные телескопом “Джеймс Уэбб”, определенно уменьшают количество планет, которые могут оказаться обитаемыми», — говорит один из авторов публикации — Себастиан Зиба из Института астрономии Макса Планка в Гейдельберге, Германия. Все семь планет системы TRAPPIST-1, обращающиеся вокруг звезды, которая находится в 40 световых годах от нас, имеют каменистую поверхность и размер, сопоставимый с Землей. По мнению астрономов, эта система — одна из лучших природных лабораторий для изучения процессов образования и эволюции планет, а также возможностей для зарождения на них жизни. Экзопланеты — главная цель телескопа «Джеймс Уэбб», который был запущен в 2021 году.

Звезда-хозяин планет системы TRAPPIST-1- тусклый и относительной холодный красный карлик спектрального класса М. Это самый распространенный тип звезд в галактике Млечный путь. Она выбрасывает большое количество ультрафиолетового излучения, которое способно разрушить любую атмосферу близлежащей планеты. Так, излучение, которое получает наиболее близкая к звезде планета TRAPPIST-1 b, в четыре раза больше, чем достается Земле от Солнца, а потому неудивительно, что «Джеймс Уэбб» не обнаружил там существенной атмосферы. Но следующая на очереди TRAPPIST-1 c обращается дальше от звезды, а потому казалось вполне вероятным, что эта более прохладная планета сможет оставить при себе что-то похожее на атмосферу. По подсчетам астрономов, наблюдавших за системой TRAPPIST-1 четыре раза в периоды с октября по ноябрь, температура на поверхности планеты TRAPPIST-1 c, обращенной в то время к звезде, составляла 107°C. Это слишком горячо для плотной атмосферы, содержащей углекислый газ. Сравнение наблюдательных данных с модельными, предполагающими определенный химический состав, позволило ученым сделать также вывод о малом количестве воды на планете во время ее формирования.