Самая большая из когда-либо наблюдавшихся комет была активна на почти рекордном расстоянии от Солнца

Новое исследование, проведенное астрономами Университета Мэриленда, показывает, что комета Бернардинелли-Бернштейна (ББ), самая большая из когда-либо обнаруженных, была активна задолго до того, как считалось ранее. Это означает, что лед внутри небесного тела испаряется, образуя  оболочку из пыли и пара — это состояние называется кома.  Только одна активная комета наблюдалась дальше от Солнца, и она была намного меньше кометы ББ.

«Эти наблюдения показывают, что расстояния от активных комет до Солнца могут быть больше, чем считалось ранее», — сказал Тони Фарнхэм, научный сотрудник из отдела астрономии Университета Мэриленд и ведущий автор исследования.

Знание того, когда комета становится активной, нужно для понимания, из чего она состоит. Кометы, часто называемые «грязными снежками» или «ледяными комками грязи», представляют собой скопления пыли и льда, оставшиеся после образования Солнечной системы. Когда орбитальная комета приближается на минимальное расстояние к Солнцу, она нагревается, и лед начинает испаряться. Насколько он должен быть теплым, чтобы начать испарение, зависит от того, из чего состоит в комете лед (например, вода, двуокись углерода, окись углерода или какое-либо другое замороженное соединение).

Ученые впервые обнаружили комету ББ в июне 2021 года, используя  данные исследования Dark Energy Survey — совместного международного проекта по исследованию неба над южным полушарием. Обзор захватил яркое ядро ​​кометы, но не имел достаточно высокого разрешения, чтобы выявить оболочку из пыли и пара, которая образуется, когда комета становится активной.

Комета ББ с диаметром 100 км — самая большая из когда-либо обнаруженных, и она находится дальше от Солнца, чем планета Уран. Когда Фарнхэм услышал об открытии, он сразу же задался вопросом, были ли изображения кометы ББ сделаны телескопом TESS для исследования экзопланет. Он наблюдает за одной областью неба в течение 28 дней. Ученый надеялся, что более длительное время выдержки TESS может дать больше деталей.

Фарнхэм и его коллеги объединили тысячи изображений кометы ББ, полученных TESS с 2018 по 2020 годы. Сложив изображения, исследователи смогли увеличить контраст и получить более четкое изображение кометы. Но поскольку кометы движутся, астрономам пришлось наложить изображения таким образом, чтобы комета ББ была точно выровнена в каждом кадре. Этот метод удалил ошибочные точки с отдельных снимков, одновременно увеличив изображение кометы, что позволило увидеть туманное свечение пыли, окружающее ББ, что доказывает: комета находилась в коме и была активна.

Размер кометы ББ и ее расстояние от Солнца позволяют предположить, что в испаряющемся льду, образующем кому, преобладает оксид углерода. Поскольку окись углерода может начать испаряться, когда она находится в пять раз дальше от Солнца, чем комета ББ, когда она была обнаружена, вполне вероятно, что ББ была активна задолго до того, как ее наблюдали.

«Мы предполагаем, что комета ББ, вероятно, была активна еще раньше, но мы просто не видели ее до этого», — сказал Фарнхэм.

По словам ученого, возможность наблюдать такие процессы, как образование кометной комы, на большем расстоянии, чем когда-либо прежде, открывает перед астрономами новые захватывающие перспективы.

«Это только начало, — сказал Фарнхэм. — TESS наблюдает за тем, что раньше не было обнаружено, и ББ —  своего рода  пример того, что мы еще сможем найти».

30.11.2021