Появились первые результаты анализов звёздной пыли с астероида Рюгу

Прошло больше года с тех пор, как зонд Hayabusa2 доставил драгоценный груз пыли с инопланетной космической скалы, и ученые получили более подробное представление о том, что из себя представляет  астероид Рюгу.

«Образцы, возвращенные Hayabusa2… кажутся одними из самых первобытных материалов, доступных в наших лабораториях, — написала одна из команд в своей статье . — Образцы представляют собой уникальную драгоценную коллекцию, которая может способствовать пересмотру парадигм происхождения и эволюции Солнечной системы».

Астероид Рюгу, ранее известный как 1999 JU3, является лишь вторым астероидом, с которого была проведена миссия по возврату образцов. Первым был Итокава. Рюгу составляет около километра в поперечнике с гребнем вокруг экватора; он движется по эллиптической орбите, которая перемещается внутрь орбитального пути Земли вокруг Солнца, а затем почти до орбиты Марса. Чтобы добраться до астероида, дважды коснуться его, а затем вернуть на Землю  пыль с поверхности, потребовались серьезные навыки и планирование всей миссии.

Но все сработало, и 5,4 грамма драгоценной астероидной пыли были возвращены и должным образом проанализированы, в то время как Хаябуса2 отправился на серию встреч с другими астероидами в ближайшие годы.

Шесть круглых пузырьков с черными скалами

Образцы Рюгу, возвращенные зондом Хаябуса2. (Яда и др., Nat. Astron., 2021)

В первой статье, подготовленной астрономом Тору Яда из Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), анализ образца Рюгу показывает, что астероид чрезвычайно темный. Как правило, астероиды C-типа, к которому Рюгу относится, имеют альбедо (это мера того, сколько солнечной радиации отражает тело) от 0,03 до 0,09 . Асфальт имеет альбедо 0,04. Альбедо Рюгу составляет 0,02. Это означает, что он отражает всего 2 процента попадающего на него солнечного излучения. Исследователи определили, что астероид также чрезвычайно пористый. Согласно их измерениям, пористость Рюгу составляет 46 процентов.

Во второй статье группа под руководством астронома Седрика Пилорже из Университета Париж-Сакле во Франции проанализировала состав пыли. Они обнаружили, что астероид, по всей видимости, состоит из чрезвычайно темной матрицы, в которой, возможно, преобладают филлосиликаты или глиноподобные минералы, хотя явных признаков гидратации не было. В этой матрице они идентифицировали включения других минералов, таких как карбонаты, железо и летучие соединения.

В обеих статьях подтверждается, что по пористости и составу Рюгу больше всего похож на тип метеорита, классифицируемый как «хондриты CI». Это означает, что метеорит является углеродистым и похож на метеорит Ивуна . По сравнению с другими эти метеориты имеют состав, очень похожий на состав солнечной фотосферы, что позволяет предположить, что они являются наиболее примитивными из всех известных космических горных пород.

Без сомнения, будет проводиться более глубокий анализ, чтобы попытаться узнать больше — не только о Рюгу, но и о том, на что была похожа наша Солнечная система, поскольку она формировалась из оставшейся от Солнца пыли.

«Наши первоначальные лабораторные наблюдения за всем набором возвращенных образцов показывают, что Хаябуса2 получил репрезентативный и необработанный (хотя и слегка фрагментированный) образец с Рюгу», — написала команда Яды в своей статье . Наши данные подтверждают и расширяют наблюдения с помощью дистанционного зондирования, которые позволяют предположить, что в Рюгу преобладают водные углеродистые хондритоподобные материалы, похожие на хондриты CI, но с более темной, более пористой и более хрупкой природой. Этот вывод должен быть дополнительно подтвержден с использованием новейших аналитических методов с более высоким разрешением и точностью ».

Две статьи были опубликованы в журнале Nature Astronomy: здесь и здесь.

Фото на заставке: капсула с образцами грунта с астероида Рюгу, Вумера, Австралия, 6 декабря 2020 года (ТАСС)