«Подземные озера» на Марсе оказались пылью и углекислым газом

28.09.2022

В 2020 году ученые сообщили, что на Марсе обнаружена вода в виде ледяных шапок на полюсах. Эти шапки толщиной 1,4 километра представляют собой водяной лед, сделали вывод некоторые ученые, и объявили о наличии на Красной планете жидкой воды.

Однако исследователи Корнелльского университета, проанализировав данные спутника Mars Express, опровергли прежнюю версию. Специалисты считают: то, что ранее считали  озерами жидкой воды, скрытыми полярной ледяной шапкой Марса, — подземные ледники.

Предыдущий вывод был основан на радиолокационных данных, переданных Mars Express. Ярко сияющий сигнал радара специалисты интерпретировали как свидетельство наличия подземных вод. Подобный эффект наблюдается на Земле — участки яркого отражающего материала исследователи фиксировали подо льдами Южного полюса, где находятся подводные озера — Восток и другие.

Новый анализ продемонстрировал: эффект на радаре может быть создан геологическими слоистыми отложениями.

«Здесь мы демонстрируем, что подобные отражения могут генерироваться как естественный результат интерференции тонких слоёв, без использования какой-либо жидкой воды или других редких материалов, – пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy. — Этот результат в сочетании с другими недавними работами ставит под сомнение вероятность обнаружения жидкой воды под южнополярными слоистыми отложениями (SPLD)».

Проще говоря, скорее всего за воду на Марсе приняли слой пыльного водяного льда, зажатого между двумя слоями льда из углекислого газа. А если под поверхностью вода и есть, то подземные ледники, загрязненные окружающими их породами.

Фото: sciencealert.com