Планета с облаками из кварца обнаружена телескопом James Webb

Массивная газовая планета, находящаяся на расстоянии 1300 световых лет от нас, настолько горяча, что ее облака состоят из кристаллов кварца. Ее изучение может помочь ученым лучше понять, как образуются облака в экстремальной инопланетной среде.

Результаты исследования, опубликованные 16 октября в журнале The Astrophysical Journal Letters, были получены международной группой исследователей с помощью космического телескопа имени Джеймса Уэбба (JWST).

WASP-17b — юпитероподобная экзопланета, впервые замеченная учеными в 2009 году. Она вращается очень близко к своей звезде, в результате чего ее атмосфера нагревается до молниеносных 1 500 градусов Цельсия. Сама планета имеет небольшой вес: хотя радиус WASP-17b примерно в два раза больше радиуса Юпитера, ее масса составляет лишь половину массы Юпитера. Это делает WASP-17b одной из самых «пухлых» экзопланет, открытых на сегодняшний день.

Но недавно астрономы обнаружили, что пушистые на первый взгляд облака WASP-17b скрывают секрет: они состоят из крошечных кристаллов твердого кварца.

«Из наблюдений «Хаббла» мы знали, что в атмосфере WASP-17b должны присутствовать аэрозоли — крошечные частицы, составляющие облака или дымку, — но мы не ожидали, что они будут состоять из кварца», — сказал автор исследования Дэвид Грант. «Мы были в восторге!»

Эти неожиданные кристаллы — первые частицы кремнезема, обнаруженные в атмосфере экзопланеты. Исследователи полагают, что, в отличие от мельчайших осколков породы, которые иногда циркулируют в земных облаках, эти кристаллы не были подняты с поверхности WASP-17b. Вместо этого они образовались непосредственно в атмосфере в результате сильного нагрева и давления. Судя по тому, как кристаллы рассеивают звездный свет, специалисты оценили, что каждый из них имеет размер около 10 нанометров — менее одной миллионной части размера средней песчинки.

В настоящее время остается неясным, насколько широко распространены эти кварцевые облака на WASP-17b. Планета находится в приливной зоне, то есть одна ее сторона постоянно обращена к звезде, а другая — в сторону. Возможно, что кристаллы циркулируют в атмосфере на ночной стороне, а при дневном свете испаряются.

Кристаллические облака WASP-17b — лишь один из примеров необычных экзопланет, обнаруженных с помощью JWST. В сентябре телескоп сообщил о себе, обнаружив потенциальные признаки биологической жизни в атмосфере экзопланеты K2-18 b. Вскоре телескоп направит свои приборы на другие странные и удивительные миры, и ученые с затаенным дыханием ждут, что же он обнаружит дальше.