Особый завиток. Астрономы впервые увидели признаки зарождения новой планеты

06.06.2020

На процесс формирования новой планеты указывает особый завиток в газопылевом диске, окружающем новую звезду. Это открытие сделали ученые из Франции, Бельгии, США и Тайваня, группа авторов публикации в журнале Astronomy&Astrophysics под руководством Антони Бокалетти из обсерватории при Университете науки и гуманитарных исследований Парижа (PSL University’s Paris Observatory). Они стали первыми в мире астрономами — свидетелями такого события, пишет Physics World. В начале своей жизни на протяжении нескольких миллионов лет новорожденные звезды окружены плотными дисками из газа и пыли, которые, впрочем, недолговечны. В силу гравитационной неустойчивости эти диски схлопываются и разрушаются под воздействием собственной гравитации, и тогда из их остатков начинают формироваться планеты. Механизмы планетообразования пока до конца не прояснены. Некоторые недавние модели предполагали, что по мере своего формирования молодые планеты поднимают волны плотного газа, которые, обращаясь вокруг родительской звезды, закручиваются в спиральные рукава. При этом одним концом такой спиральный рукав падает на звезду, а другим протягивается во внешнее пространство, предоставляя возможность веществу околозвездного диска накапливаться на формирующейся планете. Но никаких прямых наблюдений, подтверждающих это, до сих пор не было.
В 2017 году комплекс радиотелескопов Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory), расположенный в чилийской пустыне Атакама и наблюдающий электромагнитное излучение с миллиметровой и субмиллиметровой длиной волны (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), обнаружил два подобных спиральных рукава внутри большого зазора между диском и формирующейся новой звездой АB в созвездии Возничий. Как и предсказывали модели, спиральные рукава выглядели сообщающимися с внешним пылевым диском звезды. В публикуемом сейчас исследовании Бокалетти с коллегами объединили измерения телескопов с недавними наблюдениями звезды АВ Возничего, проведенными также европейским и установленным в Чили Очень большим телескопом (Very Large Telescope), который способен улавливать далекое и слабое излучение в ближнем инфракрасном диапазоне. Таким образом, ученые получили детальное изображение диска звезды, а внутри одного из спиральных рукавов были выявлены пустоты и возмущения, которые, вероятно, порождены формирующейся планетой, активно захватывающей газопылевое вещество. Астрономы предполагают, что будущая планета станет газовым гигантом больше Юпитера.