Одинока и неуловима. Изолированную черную дыру обнаружили астрономы в нашей Галактике

Одиноких черных дыр в межзвездном пространстве может быть немало, но обнаружить их очень трудно. Черные дыры невидимы и выдают себя, как правило, по влиянию на соседствующие с ними небесные тела, такие как звезды-компаньоны. Сталкиваясь друг с другом или с нейтронной звездой, черные дыры порождают гравитационные волны, которые физики уже научились регистрировать. Одиноким черным дырам взаимодействовать не с чем, но международная группа исследователей сообщила о первом достоверном обнаружении в нашей галактике Млечный Путь странствующей черной дыры-одиночки. На подтверждение ее существования ушло 10 лет наблюдений космического телескопа «Хаббл» и нескольких наземных обсерваторий, пишет Nature News. Статья об этом открытии пока не отрецензирована, но доступна на сервере препринтов ­arXiv.org и вызвала горячий интерес астрономов.

«Я думаю, это очень важное открытие», — цитирует Сельму де Минк из Института астрофизики Макса Планка в Гархинге (Германия) Nature News.

Для обнаружения одинокой черной дыры международная группа ученых под руководством Кайлаша Саху из американского Института исследований космоса с помощью телескопа применила метод микролинзирования. Он основан на увеличении яркости звезды, когда мимо нее проходит невидимый объект, гравитационная тяга которого изгибает и фокусирует звездный свет, подобно линзе.

Очень массивные объекты, такие как черные дыры, влияют на обширную область космического пространства, и эффект усиления яркости звезды длится дольше. Хотя растянутое во времени усиленное свечение могут вызывать и медленно проходящие мимо звезды более легкие объекты, например, нейтронные звезды. Авторы открытия сначала выбрали восемь объектов-кандидатов, которые сами по себе излучение не производили, но усиливали свечение фоновой звезды на протяжении 200 дней. Сейчас накоплено достаточно данных для того, чтобы объявить одного из кандидатов одинокой черной дырой. На протяжении шести лет ученые использовали телескоп «Хаббл» для измерения отклонения позиции звезды под влиянием проходящего перед ней объекта. Отклонение крошечное.

«Как если бы кто-то из Нью-Йорка попытался измерить диаметр монетки в Лос-Анджелесе», — говорит Саху.

Применив уравнение, выведенное Альбертом Эйнштейном (Albert Einstein) в 1915 году, астрономы смогли подсчитать массу невидимого объекта. Она оказалась равной семи солнечным массам, то есть объект достаточно тяжел для того, чтобы с почти полной определенностью причислить его к черным дырам.