Космический гость издалека опровергает теории происхождения Солнечной системы

13.12.2022

В феврале 2021 года в небе над Центральной Альбертой (Канада) взорвался яркий болид. Проанализировав его траекторию и гибель, ученые сделали вывод, что это было каменистое небесное тело, прилетевшее из Облака Оорта. Теоретически там должны присутствовать только хрупкие ледяные тела, откуда взялись камни? Этот случай стал толчком к тому, чтобы пересмотреть некоторые представления о том, что происходит на далекой периферии Солнечной системы, и даже о том, как она образовалась.

«Облако Оорта — гипотетическая область Солнечной системы, сферическое облако ледяных небесных тел. Оно охватывает пространство в целый световой год, хотя напрямую его существование до сих пор не подтверждено: все знания об Облаке Оорта мы получаем лишь косвенно, — отмечает Naked-Science. В частности, если случайная игра гравитации придает неожиданный импульс одному из его объектов, он может стать долгопериодической кометой, проходящей и через внутренние области Солнечной системы,.»

«Это открытие свидетельствует о совершенно другой модели формирования Солнечной системы, которая поддерживает идею о том, что значительное количество каменистого материала сосуществует с ледяными объектами в облаке Оорта, — сказал Денис Вида, западный исследователь метеорной физики. — Этот результат не объясняется предпочитаемыми в настоящее время моделями формирования Солнечной системы. Это полностью меняет правила игры».

Все предыдущие каменные огненные шары долетали гораздо ближе до Земли, что делало это тело, которое явно преодолело огромные расстояния, совершенно неожиданным. Современные камеры Global Fireball Observatory (GFO), разработанные в Австралии, наблюдали скалистый метеороид размером с грейпфрут (приблизительно 2 кг). Используя инструменты Глобальной метеорной сети, разработанные для огненного шара Винчомбе, западные исследователи подсчитали, что он движется по орбите, обычно предназначенной только для ледяных долгопериодических комет из Облака Оорта.

«За 70 лет регулярных наблюдений огненных шаров это один из самых необычных когда-либо зарегистрированных. Он подтверждает стратегию GFO, разработанную пять лет назад, которая расширила «рыболовную сеть» до 5 миллионов квадратных километров неба и объединила научные исследования и экспертов со всего мира, — говорит Хадриен Девильпуа, научный сотрудник Университета Кертина, Австралия, и главный исследователь GFO.- Это не только позволяет нам находить и изучать драгоценные метеориты, но это единственный способ поймать эти более редкие явления, которые необходимы для понимания нашей Солнечной системы».

Во время своего полета огненный шар из Альберты погрузился в атмосферу намного глубже, чем ледяные объекты на аналогичных орбитах, и раскололся точно так же, как огненный шар, сбрасывающий каменные метеориты, — необходимое доказательство того, что он действительно был сделан из камня. И наоборот, кометы в основном представляют собой пушистые снежки, смешанные с пылью, которые медленно испаряются по мере приближения к Солнцу. Пыль и газы внутри них образуют своеобразный хвост, который может растянуться на миллионы километров.

«Мы хотим объяснить, как этот скалистый метеороид оказался так далеко, потому что мы хотим понять наше собственное происхождение. Чем лучше мы понимаем условия, в которых сформировалась Солнечная система, тем лучше знаем, что было необходимо для возникновения жизни, — отмечают исследователи. — Мы хотим как можно точнее нарисовать картину этих ранних моментов Солнечной системы, которые были так важны для всего, что произошло после».

Результаты были опубликованы в журнале Nature Astronomy.