Ученые: «ледяное сердце» Плутона управляет атмосферой планеты

05.02.20

Знаменитая структура в форме сердца на поверхности Плутона, называемая областью Томбо, или«бьющееся сердце» состоящее из замороженного азота, играет важную роль в формировании ветров и геологических особенностей на поверхности Плутона, выяснили ученые, опубликовав работу в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.

«Сердце» приобрело известность после пролета зонда New Horizons мимо карликовой планеты в 2015 г. Новое исследование, проведенное группой под руководством Танги Бертрана (Tanguy Bertrand), астрофизика и планетолога из Исследовательского центра Эймса НАСА, США, показано, что «сердце» Плутона из азотного льда управляет атмосферной циркуляцией. В течение дня тонкий слой твердого азота нагревается и испаряется, выяснили исследователи. Ночью эти пары конденсируются и вновь формируют лёд. Каждый такой цикл можно сравнить с ударом сердца, а их последовательность похожа на сердцебиение, заметили ученые.

Этот азотный цикл обусловливает вращение атмосферы Плутона в направлении, обратном направлению вращения Плутона. Это уникальное явление для Солнечной системы, называемое ретровращением. При движении потоков ветра над поверхностью они переносят тепло, зерна льда и капли тумана, формируя темные наносы в северных и северо-западных областях поверхности карликовой планеты, указывают исследователи.