Бушевали вулканы. В образцах лунного грунта обнаружены следы лавы, образовавшейся 2 миллиарда лет назад

Первые образцы, доставленные на Землю с Луны за более чем 40 лет, вызвали вопросы об эволюции природного спутника нашей планеты. Следы лавы, просочившейся на поверхность Луны всего лишь два миллиарда лет назад, оказались в лунном грунте, добытом миссией «Чанъэ-5». Этому посвящена статья в Science.

Химический анализ вулканических пород подтверждает, что Луна оставалась вулканически активной гораздо дольше, чем можно было предположить, исходя из размера этого небесного тела, потому что малые тела остывают быстро. Международная группа исследователей установила, что анализируемая сейчас лунная порода сформировалась два миллиарда лет назад. По словам одного из авторов, планетолога из Университета Колорадо в Боулдере Кэролин Кроу, которые приводит Science News, полученные китайским аппаратом образцы — самые молодые лунные породы из когда-либо изученных. Луна сформировалась примерно 4,5 миллиарда лет назад. Лунные образцы, добытые «Аполлоном» и советскими миссиями в конце 1960-х годов и в 1970-х, указывали на распространенность вулканизма на Луне в первый миллиард лет ее существования: потоки лавы текли по ней на протяжении миллионов, если не сотен миллионов лет.

Судя по размеру, Луна начала остывать около трех миллиардов лет назад, в конце концов превратившись в спокойного и неактивного соседа, каковым она является сегодня. Но малочисленность кратеров в некоторых ее участках озадачивает. Участки небесных тел, где нет вулканизма, со временем накапливают все больше кратеров, одна из причин этого — отсутствие лавы, которая, затвердевая, сглаживает поверхность. Гладкие места Луны указывают на то, что вулканизм здесь продолжался до недавнего прошлого.

Для объяснения предполагаемого недавнего вулканизма на Луне авторы исследования выдвинули несколько предположений, одно из них связано с радиоактивными элементами. Радиоактивный распад сопровождается выделением тепла, и если в лунной мантии, слое под корой небесного тела, было достаточно радиоактивных веществ, которые служили источником тепла, то этим можно объяснить относительно недавние потоки лавы. Однако анализ образцов лунной вулканической породы базальта, взятых «Чанъэ-5», не показал в них достаточного для подтверждения этой гипотезы количества радиоактивных элементов.

Другое объяснение допускает, что лунная магма могла сохраняться жидкой и вытекать на поверхность еще миллиард лет под воздействием земной гравитации, но стала застывать по мере удаления Земли.

Изображение Luminas Art с сайта Pixabay