В долинах и на взгорьях. Ценностные ориентиры зависят и от ландшафта

Для современной молодежи Северного Кавказа индивидуализм становится важной поведенческой ценностью. Таков один из выводов исследования, проведенного командой ученых Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) под руководством кандидата философских наук, доцента кафедры философии Евгения Авдеева. Работа была поддержана грантом Президента России для молодых ученых. В 2020 году «Поиск» рассказал об итогах проекта, реализованного в этом же вузе на грант РФФИ и Экспертным институтом социальных исследований, где было проанализировано, как молодежь региона оценивает происходящие в нем этнополитические процессы («Что у вас, ребята, в головах?» №16-17). На сей раз исследователи решили разобраться с особенностями трансформаций социокультурных ценностей у студенческой молодежи Северного Кавказа и посмотреть, как они могут повлиять на риски возникновения новых конфликтов.

В рамках проекта опрошены более тысячи студентов (от 18 до 24 лет) ведущих вузов Северного Кавказа, аккумулирующих молодых представителей всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа: СКФУ, Ставропольского государственного медицинского университета и Пятигорского государственного университета. Опрашиваемые представляли основные этнокультурные группы, объединенные характерными признаками: русские и представители народов Кавказа.

Прошлое этого региона богато событиями: войны, насильственное присоединение, конфликты, депортации. Наряду с этим история государства Российского демонстрирует уважение культур, обычаев, традиций горских народов, а также усилия, вкладываемые в социокультурное и социально-экономическое развитие региона. Все это не могло не отразиться в сознании людей. Более 90% респондентов всех возрастных категорий независимо от вероисповедания и национальной принадлежности одной из важнейших традиционных ценностей считают уважение к людям труда.

Еще одна важная традиционная ценность — патриотизм, на это указали более 60% опрошенных. Однако у старшекурсников показатели несколько снижаются. Этому есть объяснение. С взрослением, получением знаний молодые люди начинают более активно задумываться о будущем, нередко появляется желание попробовать свои силы не только в других регионах страны, но и за ее пределами. Это предположение хорошо согласуется с выводами других исследований и опросов. Согласно некоторым, например, чуть ли не каждый третий молодой ученый из опрошенных хотел бы эмигрировать.

Любопытен и, наверное, закономерен другой факт, установленный учеными. Классическую семью как ценность поддерживают 59% русских студентов и 72% представителей народов Северного Кавказа. Но вот что интересно: среди православных доля поддерживающих этот институт составила 69% опрошенных, среди тех, кто исповедует ислам, — 82%, зато среди атеистов его поддерживают всего 37%. Тем самым подтверждается тезис о религии как сдерживающем факторе проникновения в современную российскую молодежную среду западных ценностей свободного поведения.

При этом надо заметить, что религию одной из традиционных ценностей считают 37% респондентов в возрасте до 20 лет. С годами это мнение разделяет уже более половины опрошенных (54% в возрасте от 21 до 24 лет). При этом явно прослеживается существенная разница во мнениях у русских и представителей народов Кавказа. Если среди первых лишь 30% считают религию важной традиционной ценностью, то среди вторых — 65% опрошенных.

«Исследование выявило ряд тенденций, если так можно выразиться, политического характера, — говорит его руководитель Евгений Авдеев. — Постепенно на первый план у студенческой молодежи Северного Кавказа выходят современные ценности. Так, демократию и права человека признали важными 90% опрошенных, свободу самовыражения — 85%. Чуть меньше (83%) считают важной современной ценностью свободу и автономию личности. Достаточно высок процент и тех, кто считает ценностью индивидуализм (73%). Толерантность же важна для 86% девушек и лишь для 55% юношей».

Если для многих выходцев из городской среды современные ценности пока становятся если не определяющими, то очень важными, то для сельской молодежи наиболее значимы именно традиционные ценности. Этот «водораздел» между ценностями — возможный исток зарождения и формирования конфликтной среды. Усиление ценностных размежеваний может перерастать в открытые конфликты между отдельными группами молодых людей.

Такой вывод подтверждается и мнением респондентов, большинство которых (81%) независимо от этнической и конфессиональной принадлежности указало на возможность конфликтов между поборниками традиционных и современных ценностей. При этом патернализм как одна из исторически важных, сформированных веками характерных черт менталитета россиян утрачивает свою значимость для молодых людей вне зависимости от этнической принадлежности.
Относительно новым фактором, определяющим жизненную траекторию респондентов, стал индивидуализм. Для большинства опрошенных личный успех, признание и благополучие важнее успеха и благополучия своего народа, величия Родины. Лишь 20% респондентов считают обратное.

Факты весьма симптоматичны на фоне глобальных трансформаций общества. «Ген индивидуализма», веками взращиваемый западным обществом, англосаксонской моделью образования, постепенно начинает овладевать умами российской молодежи, в том числе и представителей северокавказских народов.
По данным опроса, обнаруживается существенная разница в ответах представителей русской и кавказской молодежи на вопрос, считаете ли вы возможным для себя принять личное участие в конфликте в интересах своей национальной группы? «Да» ответили 29% респондентов. При этом среди русских таких — 24%, среди представителей народов Кавказа — 40%. Вроде немного, однако если не работать в этом направлении, ситуация может измениться в худшую сторону.

Как важный региональный фактор формирования ценностных приоритетов ученые отметили также географическое место проживания опрашиваемых: на равнине или в горах, в городе или селе. Так, жители горских селений в еще большей степени ориентированы на традиционные ценности, чем жители равнин. Кроме того, стремительно возрастают различия в ценностных установках между молодежью, включенной в глобальное инфокоммуникационное пространство, и старшим поколением.

«Наше исследование показало со всей очевидностью трансформацию ценностных ориентиров у современной студенческой молодежи, — говорит Авдеев. — При этом государству по-прежнему принадлежит ключевая роль в процессе создания условий для сплочения гражданского общества. Следовательно, нужно осмысливать происходящие процессы, вырабатывать на этой основе консолидированное отношение к ним, но прежде всего к непростым сюжетам недавнего прошлого».

Станислав Фиолетов

Нет комментариев