Спорт повышает удовлетворенность жизнью у молодых россиян. Но девушкам для счастья нужны усиленные тренировки

08.09.2022

Исследование НИУ ВШЭ среди учащихся 16–25 лет показало, что спорт делает счастливее прежде всего молодых мужчин. Для их ровесниц этот эффект работает лишь в случае очень интенсивных физических упражнений. Статья с результатами исследования опубликована в журнале «Вопросы статистики».

Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Наталья Хоркина и магистр экономики Валерия Гритчина оценили взаимосвязь между физической активностью россиян в возрасте 16–25 лет и уровнем их удовлетворенности жизнью. Исследование основано на данных за 2009–2019 годы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ — серии регулярных общенациональных репрезентативных опросов. В выборку вошли учащиеся университетов, техникумов и колледжей — 2918 мужчин и 3417 женщин.

Уровень субъективного благополучия студентов оценивался по их ответам на вопрос, насколько они удовлетворены своей жизнью. Диапазон ответов — от «совсем не удовлетворен» до «полностью удовлетворен» (пять вариантов).

Среди участников исследования большинство юношей в 2019 году занимались командным спортом — баскетболом, волейболом, футболом или хоккеем (27%), а также упражнениями на тренажерах (22%). Их ровесницы предпочитали пешие прогулки (19%). За тренажеры проголосовали 14% девушек, за командные игры — 16%. Можно выделить и специфически женские виды физической активности — танцы, аэробику, шейпинг и йогу (у этой укрупненной категории 12% поклонниц).

Исследователи выдвигали гипотезу о положительной взаимосвязи физической активности и ощущения счастья, и она подтвердилась, но только для мужчин. Для них занятия спортом положительно коррелируют с удовлетворенностью жизнью. Также исследователи установили, что для респондентов-юношей физкультура увеличивает вероятность быть удовлетворенными жизнью и снижает шансы попасть в группу недовольных ею.

Вторая гипотеза — о связи интенсивности спортивных нагрузок и ощущения благополучия — тоже оправдалась прежде всего для мужчин. У них усиленные упражнения способствуют повышению субъективной удовлетворенности жизнью. Для женщин эта гипотеза подтвердилась частично: их ощущение счастья растет только при очень интенсивных занятиях.

Как отмечают исследователи, положительная связь между показателями физической активности и уровнем удовлетворенности жизнью у мужчин может объясняться тем, что физкультура не только помогает им поддерживать спортивную форму, но и повышает их авторитет среди знакомых. А это, в свою очередь, поднимает оценку удовлетворенности жизнью. У женщин позитивный вклад форсированной спортивной нагрузки в чувство благополучия можно объяснить тем, что такие занятия помогают сбросить вес, а это влияет и на общий настрой.

В ходе эконометрического анализа были получены и другие данные. Например, о том, что удовлетворенность жизнью у учащихся уменьшается с возрастом и увеличивается с подъемом уровня дохода и самооценки здоровья. Еще один любопытный результат: юноши в регионах больше довольны жизнью, чем их столичные ровесники.

Исследователи отмечают, что программы стимулирования учащихся к занятиям спортом могут способствовать не только росту доли физически активных студентов, но и повышению субъективного благополучия у молодежи. Среди таких мероприятий, к примеру, локальные программы поддержки активного образа жизни студентов внутри университетов, колледжей и техникумов. При этом важно не только включать обязательные занятия физкультурой в программы обучения, но и создавать условия для того, чтобы студенты могли бесплатно тренироваться в свободное время прямо по месту учебы.

Пресс-служба НИУ ВШЭ