Соцопрос: повышение квалификации сотрудников способствует их уверенности в себе

15.07.2021

Исследование ученых Института образования НИУ ВШЭ Натальи Кармаевой и Андрея Захарова показало, что получение дополнительного профессионального образования (ДПО) положительно сказывается на способности контролировать значимые события в жизни и решать разнообразные задачи. Статья об этой работе опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Экономическая социология».

Работа построена на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ. Выборка включала около 5000 опрошенных в возрасте 18-65 лет, участников обеих волн исследования. Анализировались готовность человека брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг него, удовлетворённость зарплатой и карьерой, участие в ДПО, социальные и демографические характеристики — пол, возраст, семейное положение, характеристики рабочего места и другие.

Согласно результатам исследования, за год респонденты смогли оценить отдачу от недавнего обучения.

Для измерения субъективного контроля использовалась «шкала Пирлина». Она позволяет определить общий уровень возможности контролировать важные события в будущем. Для анализа удовлетворённости оплатой труда и опциями профессионального роста авторы использовали ответы респондентов на соответствующие вопросы, перекодировав шкалы в «удовлетворен – не удовлетворен».

На первом этапе оценивалась связь обучения с удовлетворенностью трудом без контроля других характеристик респондентов (базовая модель). На втором этапе учитывались социальные и демографические параметры. На третьем — контролировался также индекс ISEI. Затем добавлялись особенности труда — стаж работы в организации, сектор, число подчиненных и пр.

Исследование показало положительную связь между обучением ДПО и готовностью брать ответственность за происходящее. В базовой модели у обучавшихся этот показатель был выше по сравнению с теми, кто не проходил курс. При добавлении других переменных эффект снизился, но связь осталась статистически значимой. При этом контроль социальных и демографических данных почти не влияет на связь обучения и уверенности в своих силах. Эффект снижается прежде всего при добавлении социально-профессионального статуса.

Связь между обучением по программам ДПО и удовлетворённостью трудом показала следующие результаты. Участники программ — в базовой модели — на 34% чаще довольны своей зарплатой через год (по сравнению с не посещавшими курсы). При этом социальные и демографические параметры почти не меняют картину. А вот добавление в анализ индекса социально-профессионального статуса снова ослабляет эффект — до 14%, делая его статистически незначимым.

Связь обучения и удовлетворенности карьерой в базовой модели и с учетом социальных и демографических характеристик — даже более сильная, чем в случае с зарплатой. После курсов работники на 62% чаще удовлетворены опциями профессионального роста — без контроля других переменных. Но учёт социально-профессиональных параметров опять сильно снижает эффект — до 25% — и вновь делает его незначимым.

Таким образом, уверенность в своей способности справляться с задачами заметно выше у работников, прошедших допообразование.

«Дополнительное образование развивает некогнитивные навыки, в частности — способность решать проблемы, и повышает уверенность в себе», — поясняют Кармаева и Захаров.

Предыдущие исследования, проведенные в постсоветских странах, показывают, что для работников с низким уровнем образования и навыков обучение на программах ДПО значимо связано с повышением самооценки своих компетенций, и положительный эффект выше, чем у высококвалифицированных коллег. В России всё наоборот. Удовлетворенность трудом оказалась выше для более «привилегированных» сотрудников (с высокой квалификацией и зарплатой). Возможна и обратная связь: более производительные работники оценивают свои трудовые усилия как полезные, заинтересованы в карьерном росте, поэтому и охотно учатся.

Авторы исследования ожидают, что со временем работодатели будут стремиться переложить растущие издержки на обучение — на самих работников. Например, вычитая затраты на обучение из зарплаты, либо не выплачивая денежную компенсацию за период обучения.

«Это уже происходит в сегменте платформенной занятости, например, в случае онлайн-платформ услуг репетиторов, — поясняет Наталья Кармаева. — Работники выступают в качестве субподрядчиков, а их «дообучение» фактически выносится за пределы договора найма».

Возникают и новые вопросы о том, следует ли компаниям мотивировать таких работников, и как именно это делать, заключает Наталья.

Нет комментариев