Справедливости ради? Минобрнауки представило новую систему оплаты труда ученых

С прошлого года органы власти разных уровней во взаимодействии с объединениями профсоюзов и работодателей занимаются разработкой отраслевых систем оплаты труда (ОСОТ) бюджетных отраслей. Ранее, в ноябре 2020-го, были внесены правки в Трудовой кодекс, дающие правительству право утверждать единые требования к системам оплаты труда в организациях одной сферы деятельности, включая установление окладов и определение перечня и условий начисления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Дело в том, что сегодня в таких областях, как медицина, образование, наука, отсутствуют единые подходы к методике расчета и определению структуры заработной платы. Многообразие моделей приводит к тому, что зарплаты специалистов равной квалификации, выполняющих аналогичные функции, существенно различаются. Естественно, такая неопределенность не способствует притоку молодежи в важнейшие для страны отрасли.

Власть предполагает, что введение отраслевых систем послужит установлению справедливого, понятного каждому работнику порядка формирования заработной платы, увеличению ее фиксированной части, снижению разницы в оплате труда между регионами. Первым планировалось запустить пилотный проект для медицинских работников. Он должен был стартовать в декабре 2021 года, но сроки сдвинулись на ближайший июль. Аналогичный проект для школьных педагогов предполагали начать с мая, но, похоже, тоже отложили.

В подготовительной стадии находится и «пилот» по обкатке ОСОТ для научных работников, подготовленный Министерством науки и высшего образования.

Первоначально новую систему сроком примерно на полгода-год планируется ввести в семи регионах — Московской, Нижегородской, Свердловской, Новосибирской областях, Краснодарском и Приморском краях и Республике Саха (Якутия). Основную часть среди находящихся там подведов Минобр-науки составляют академические институты. Предусмотрено также участие в проекте научного персонала вузов и организаций Мин-здрава, ФМБО, Роспотребнадзора. В «пилотных» учреждениях трудится примерно четверть от общего числа научных работников страны. В этот разряд, кстати, включили значительно больше должностей, чем в категорию «научные сотрудники», которая фигурирует во многих действующих нормативных документах. ОСОТ будет распространяться на ученых секретарей, заведующих лабораториями и отделами, инженеров-исследователей, техников-проектировщиков, чертежников-конструкторов, лаборантов-исследователей и других работников, непосредственно вовлеченных в исследовательский процесс.

Параметры новой системы были разработаны министерством на основе анализа фактического положения дел в организациях-участниках пилотного проекта. Основой послужили данные по ежемесячной оплате труда исследователей из всех источников финансирования за 2021 год. С учетом этой информации в Минобрнауки посчитали необходимые каждому из институтов средства для установления единого во всех регионах уровня минимальных окладов работников, занимающих одни и те же должности. При этом оклады планируется серьезно повысить, для ряда категорий — в несколько раз.

Созданная при министерстве рабочая группа по разработке ОСОТ, в которую кроме чиновников вошли представители руководства НИИ и вузов, а также профильных профсоюзов, провела два заседания. В ходе этих встреч представители министерства познакомили собравшихся со своими выкладками.

Председатель Всероссийского профсоюза работников РАН Михаил Митрофанов рассказал «Поиску», что главный вопрос, волнующий представителей научной общественности, — какие дополнительные средства выделят организациям на повышение «минималок». Есть опасения, что восстанавливать справедливость традиционно обяжут в основном за счет внутренних резервов.

Министерство оценивало финансовые возможности институтов с учетом как бюджетных, так и внебюджетных источников. Судя по всему, добавлять будут только тем, у кого, исходя из этих расчетов, средств не хватает. В профсоюзе же считают, что на «внебюджетку» в данном случае ориентироваться нельзя.

Во-первых, эти поступления не имеют регулярного характера. Так, выплаты по грантам РФФИ, которые фигурировали в бюджетах прошлого года, теперь прекращены. Удастся ли тем коллективам, в чьем активе они значились, получить поддержку от РНФ — большой вопрос.
Во-вторых, при таком подходе в заведомо проигрышном положении окажутся институты, имеющие большие внебюджетные доходы: им на прибавку для повышения окладов рассчитывать не приходится. И где же здесь обещанная справедливость?

— В целом концепцию ОСОТ наш профсоюз одобряет как реальную возможность получения недофинансированными научными организациями дополнительных средств хотя бы на увеличение фонда оплаты труда, — отметил Михаил Митрофанов. — Однако к конкретным деталям много вопросов. Напомню, что в феврале прошлого года было выпущено примерное положение об оплате труда работников подведомственных Минобрнауки организаций (приказ министра №72), в соответствии с которым им предписывалось увеличить минимальные оклады всех категорий работников. Многим учреждениям пришлось ради этого сократить фонды стимулирующих надбавок. Есть опасность, что эти фонды будут быстро вычерпаны до дна, а это грозит резким снижением эффективности труда. Возможен и другой, не менее опасный, вариант, при котором организациям придется сокращать штаты. В министерстве это понимают и обещают добавить средства тем, у кого на стимулирующие выплаты останется менее 30% фонда оплаты труда. Однако, по нашим оценкам, дополнительных средств, которые, как было объявлено, составят около трех миллиардов рублей, не хватит даже на гарантированное повышение минимальных окладов до планируемого уровня.

Это далеко не все вопросы к документу по ОСОТ, подчеркивает председатель Профсоюза РАН. Работа над ним продолжается. В Минобрнауки обещают в ближайшее время представить членам рабочей группы конкретные расчеты для ряда институтов. Только тогда можно будет сделать вывод о перспективах новой системы.

Ранее предполагалось, что проект постановления правительства, запускающего «пилот» по ОСОТ для исследователей, появится к лету, а его реализация начнется с осени. Однако становится все более очевидно, что сроки сдвинутся, как минимум, на следующий год. А возможно, и на более отдаленный период, если не удастся заложить необходимые средства в бюджет-2023. Не исключено, что в нынешней непростой экономической ситуации задуманные преобразования и вовсе не будут воплощены в жизнь.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев