Слагаемые качества. Академики обсудили демографическую ситуацию в стране и показатели занятости

«Качество жизни — важнейший индикатор успешности проводимой в стране экономической политики», — c этой фразы начал свой доклад на последнем в октябре заседании Президиума РАН член-корреспондент РАН Александр Широв. Заседание было посвящено обсуждению качества жизни населения страны как фактора развития российской экономики.

— Сегодня мы находимся в условиях, когда ограничения экономического развития по труду, капиталу и даже по первичным ресурсам нарастают, — продолжил Александр Александрович. — В этих условиях мы должны выработать экономическую политику, которая позволяет достигать тех целей, которые страна ставит перед собой. Роль академической науки для решения этой задачи, выработки такой стратегии развития экономики, которая бы отвечала задачам развития в сложившихся условиях, крайне важна.

Докладчик отметил, что и члены Академии наук, и их институты, в том числе Отделение общественных наук, активно участвуют в такой работе, в частности, в проведении заседаний президиума Государственного совета, в разработке предложений к стратегическим сессиям, которые проходят у председателя Правительства РФ.

Представив базовый сценарий роста/сокращения населения России по версии ИНП РАН, Александр Широв подчеркнул, что решение вопросов уровня и качества жизни нужно начинать с демографии, понимания того, что возможно в этой связи, а что — нет. Базовый прогноз изменения численности населения РФ предполагает его сокращение с 145 миллионов человек в 2023 году до 135 миллионов к 2051-му (без учета фактора новых территорий). Ученый попытался ответить на вопрос, можно ли влиять на этот показатель?

— Да, можем, но у любого влияния есть свои естественные границы, — сказал он, отметив, что баланс смертности и рождаемости зависит и от решения идеологических вопросов, ибо «приоритет семейных ценностей — главное для обеспечения позитивной динамики в области рождаемости». По мнению докладчика, если бы продолжительность жизни в РФ повысилась до 80 лет, то при некотором росте рождаемости мы бы имели плюс 6 миллионов человек к 2050 году (по сравнению с базовым прогнозом).

Александр Широв сравнил ситуацию по ожидаемой продолжительности жизни у нас и в Германии. Мужчины в России живут в среднем 67,6 лет, а в Германии — 78,8. Разрыв — 11,2 лет! На долголетие оказывают влияние болезни. В тройке лидеров для мужчин — проблемы системы кровообращения, внешние причины и новообразования. У женщин на второе место вышла онкология. Отсюда, по мнению докладчика, возникают вполне понятные требования к финансированию системы здравоохранения и финансовому обеспечению соответствующих исследований в области здравоохранения. «Потому что эти два направления обеспечивают почти 4 года ожидаемой продолжительности жизни для мужчин и свыше трех лет для женщин», — подчеркнул Александр Александрович.

По мнению ученого, в условиях нарастания демографических ограничений целесообразно концентрировать усилия РАН на направлениях исследований в области медицинских наук, оказывающих влияние на снижение смертности населения (на сердечно-сосудистых заболеваниях, онкологии, болезнях органов дыхания), а также медицинского обеспечения населения старших возрастов.

Реальный эффективный коэффициент демографической нагрузки в зависимости от производительности труда (за 100 берется 2022 год) будет возрастать в ближайшие десятилетия. Если в 2023-2050 годах среднегодовой прирост производительности труда будет равен 1%, то реальный эффективный коэффициент демографической нагрузки останется на уровне 2022 года. Это означает, что те решения, которые принимаются в области структурных сдвигов в экономике, технологических изменений, безусловно, должны опираться на рост эффективности трудовых ресурсов, рассказал А.Широв. Он напомнил, что в 2002-2019 годах производительность труда в российской экономике росла в среднем на 3% в год. «Если такой рост обеспечить, то мы можем иметь лучшее положение по демографической нагрузке, чем сегодня», — заверил член-корреспондент РАН.

По его словам, старение населения и негативный демографический тренд требуют большего внимания и средств на образование и здравоохранение, что, в свою очередь, означает необходимость увеличения финансирования научных исследований и НИОКР. Рост их доли в ВВП приведет к ключевым сдвигам в структуре производства, росту заработных плат, росту эффективности производства и как результат — к росту объема перераспределения в социальной сфере на основе увеличения налогов. Поддержка семьи должна стать одной из ключевых задач социальной политики, считает Александр Широв.

Докладчик также отметил, что значительная часть обрабатывающих производств имеет потенциал низкокапиталоемкого роста производительности труда. То есть не за счет сложных решений, а благодаря относительно дешевым организационным мероприятиям.

— Наша экономика больше не может функционировать в условиях низкой оплаты труда, прежде всего в обрабатывающих секторах, — подчеркнул Александр Широв.- Прогноз спроса на труд становится комплексной задачей, требующей мобилизации усилий органов власти, бизнеса и экспертного сообщества. Параметры эффективности производства должны играть при его разработке ключевое значение, а значит, необходима жесткая связь со Стратегией научно-технологического развития страны. В процессе рассмотрения новых технологических решений в промышленности органам исполнительной власти, РАН и бизнесу нужно учитывать трудоемкость технологических процессов и их влияние на параметры рынка труда.

Необходимо рассмотреть вопрос о формировании в РАН по аналогии с другими странами комиссии по эффективности (производительности), где с участием заинтересованных органов исполнительной власти могла бы рассматриваться проблематика влияния технологий на эффективность производства и достижение целей экономического развития в целом. А для повышения эффективности решений по развитию рынка труда и системы образования необходимо обеспечить аналитическую поддержку и экспертизу РАН при формировании единого прогноза потребности экономики в кадрах. Эту деятельность целесообразно осуществлять во взаимодействии с Министерством труда и социальной защиты и Министерством экономического развития, — резюмировал докладчик.

Коллеги задали Александру Александровичу много вопросов. В частности, глава РАН Геннадий Красников поинтересовался, почему в представленных выводах нет ничего про увеличение рождаемости?

— Потому что они у меня в основном на науку ориентированы, — ответил тот. — А проблема рождаемости лежит не в области исследований и не в области медицины, а в областях идеологической и психологической. Современная российская женщина ориентирована на карьеру, на позднее вхождение в брак.

— Это также наша задача, нужно как-то менять эту парадигму, — сказал президент РАН.

С докладами также выступили главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач и академики Михаил Горшков и Александр Петриков. Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев высоко оценил возможность комплексно рассматривать проблему экономического развития на площадке РАН.

Андрей СУББОТИН

Фото Ольги Прудниковой

Нет комментариев