Про успехи и помехи. Президенту рассказали о заботах передовых инженерных школ

Встреча Президента РФ Владимира Путина с руководителями передовых инженерных школ (ПИШ), ректорами ведущих университетов и представителями индустриальных партнеров вузов состоялась в Великом Новгороде, на площадке Новгородской технической школы. Глава государства отметил, что некогда именно в этом городе князь Ярослав Мудрый, уделявший особое внимание интеллектуальному развитию своего народа, в XI веке организовал первую школу на 300 детей. С тех пор Новгород стал «колыбелью начинаний подобного рода», и именно здесь спустя тысячелетие губернатор Новгородской области Андрей Никитин выдвинул инициативу, воплотившуюся затем в федеральный проект «Передовые инженерные школы», в рамках которого в этом году в 30 университетах 15 субъектов страны созданы соответствующие структуры.

«Важно было соединить в этой программе интеллектуальные возможности, те наработки, которые были сделаны прежде в практическом плане, и теорию, и прикладную науку, потребности наших ведущих компаний, их финансовые возможности и, самое главное, рынок конечной продукции», — сказал Владимир Путин.

Проект нацелен на обеспечение высококвалифицированными кадрами экспортно ориентированных секторов экономики и создание высокотехнологичной продукции в партнерстве с бизнесом. Привлекая внимание руководителя страны к факторам, осложняющим достижение поставленных перед ними целей, участники разговора порой не спешили делиться конкретными предложениями по исправлению ситуации.

«Нужно четко сформулировать, какие и кому должны быть розданы поручения и чего конкретно мы хотим добиться этими поручениями. Я сам не догадаюсь тоже, если вы мне не подскажете», — подчеркнул президент, настаивая на письменном изложении затруднений и идей по их устранению. «Пока на бумагу не положишь, ничего не двигается», — констатировал Владимир Путин.

Между тем есть проблемы, решение которых требует серьезной предварительной проработки на разных уровнях. Об одной из них говорил руководитель ПИШ «Высшая школа авиационного двигателестроения» Пермского национального исследовательского политехнического университета Иван Зубко. Партнер школы — пермская группа компаний «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), предприятия которой производят двигатели для военной и гражданской авиации. В этом году ОДК поддержала пермскую ПИШ суммой в 160 миллионов, вдвое превышающей грант федерального проекта. В числе задач инженерной школы — отработка технологий сверхточного литья титановых лопаток для гражданских авиадвигателей и запуск в серийное производство авиационных лопаток из полимерных композитов.

«Образовательный продукт», который, по словам Иван Зубко, ждут от ПИШ индустриальные партнеры, — это творческие инженеры, готовые специалисты с нулевым периодом адаптации. В свете импортозамещения система их подготовки требует, с одной стороны, организации полигона для работы на передовом отечественном промышленном оборудовании (IT-полигон для тестирования российского программного обеспечения здесь уже есть), с другой — принятия мер со стороны государства по стимулированию производителей этого оборудования на его безвозмездную поставку и обновление.

«Это необходимо для того, чтобы на этом оборудовании мы работали совместно с партнерами, чтобы те привыкали к нему и начинали обновление своих производств», — пояснил руководитель школы.

Какие должны быть приняты меры — льготы или субсидии, пока не ясно. Новгородский губернатор пообещал президенту подключиться к разработке соответствующего механизма.
Предложения по совершенствованию реализации проекта ПИШ высказали и директор Передовой инженерной школы Казанского федерального университета (ПИШ КФУ) Гузель Капитонова, а также заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ», директор по развитию Ирек Гумеров. ПИШ КФУ поддерживает и правительство Республики Татарстан.

По словам Гузели Капитоновой, республика готова софинансировать этот проект в равных долях с индустриальными партнерами. Школа будет готовить кадры в соответствии с потребностями «КАМАЗа» на ближайшие 5-10 лет по таким направлениям, как «интеллектуальный автомобиль», «автомобили с низким/нулевым углеродным следом» и «технологии интеллектуального производства». Ирек Гумеров, в частности, предложил расширить привычный горизонт планирования в рамках программы (три года) и создать механизм продления прорывных проектов в случае их успешности. Директор ПИШ КФУ, в свою очередь, подняла вопрос о возможности распределения объемов финансирования передовых инженерных школ таким образом, чтобы уже в первые годы выделенных средств хватало на закупку современного программного обеспечения и дорогостоящего оборудования.

Как считает руководитель ПИШ «Распределенные системы управления технологическими процессами и интегрированные системы управления данными» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого» Сергей Чеботарев, те передовые наработки в области программных продуктов и программного обеспечения, которые на сегодняшний день есть в большинстве передовых школ, нужно интегрировать на единой цифровой платформе. Так было бы удобно не только использовать эти продукты для обучения студентов, но и тиражировать далее для применения индустриальными партнерами.

Владимир Лазарев руководит ПИШ «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета, где нацелились на подготовку медицинских инженеров.

«Этот инженер будет разрабатывать медицинскую технику нового класса, основанную на соединении систем терапии и диагностики», — пояснил он.

Готовить по новой для вуза специальности Сеченовка будет в сотрудничестве с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана. Инженерная задача школы включает также разработку технологий, сокращающих время операций и снижающих риск врачебных ошибок. Нестыковки и противоречия, возникающие при взаимодействии ученых с технологическими партнерами, Владимир Лазарев предложил преодолевать в рамках мероприятий-спутников при крупных компаниях и госкорпорациях, организуя их по уже работающей схеме проведения аналогичных мероприятий Конгресса молодых ученых, на которых исследователи решают поставленные регионами задачи.

В целом все эти, как и другие, идеи, озвученные в ходе встречи, президент оценил одобрительно. Можно ожидать, что поручения по их реализации получит не только Минобрнауки, но и ведущие институты развития, и кабинет министров.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

На снимке: В.Путин, А.Никитин и ректор НовГУ Ю.Боровиков на выставке лабораторий Новгородской технической школы.

Фото пресс-службы Президента РФ

 

 

Нет комментариев