Президентский выбор. Глава государства определил приоритеты для науки и образования

Почти одновременно вышли два перечня поручений Президента РФ, касающиеся развития научно-инновационной сферы и системы высшего образования. Одобренные главой государства проекты реализуются в приоритетном порядке, так что включенным в списки инициативам успех, похоже, обеспечен. Что же это за начинания?

Первый перечень сформирован по итогам встречи Владимира Путина с участниками II Конгресса молодых ученых и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва, состоявшейся 1 декабря прошлого года. БÓльшая часть поручений адресована Правительству РФ. Ему, в частности, предписано обеспечить создание и функционирование Центра по ремонту и техническому обслуживанию высокотехнологичного научного оборудования на базе Научно-технологического университета «Сириус». Там же надлежит организовать «подготовку и переподготовку специалистов соответствующего профиля».

Почему инженерный центр решено разместить именно в Краснодарском крае? Возможно, дело в том, что аспирант второго года обучения Илья Ларин выступил с такой идеей на молодежном конгрессе и гарантировал, что «Сириус» обеспечит «высокий научный и технический уровень разработок в области научного приборостроения». Предложили бы свои площадки представители других организаций, глядишь, средства на решение этого крайне актуального вопроса выделили бы им.

Среди поручений есть еще несколько пунктов, связанных со стимулированием исследовательских структур к активности в деле импортозамещения. Совместно с высшими должностными лицами субъектов РФ правительство должно проработать вопрос о предоставлении права на применение инвестиционного налогового вычета в отношении трат, связанных с производством научных приборов и расходных материалов, в том числе реактивов. Для решения этой задачи, видимо, придется вносить соответствующие изменения в законодательство.

Появилась надежда, что будет, наконец, реализовано и давно обсуждаемое профильным сообществом предложение по государственной поддержке вузов и научных организаций, обеспечивающих производство малотоннажной химической продукции. Разработать необходимые меры должны Минпромторг и Минобрнауки.

С подачи участников молодежного конгресса дан стартовый импульс проекту «Научные детские площадки», включенному в план проведения Десятилетия науки и технологий. Судя по формулировке задания — «включить в программы благоустройства городских пространств и проектов создания комфортной городской среды» — строить эти объекты планируется за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов. Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при президентском Совете по науке и образованию, как сообщается на его сайте, уже приступил к оценке типовых проектов таких площадок.
Предполагается поддержать деятельность вузов и научных организаций по науковедению и популяризации профессии исследователя. Правительству поручено представить предложения по созданию на их базе специальных центров, нацеленных на изучение и представление общественности истории нанаучно-технологического развития.

Российская академия наук в документе упоминается только единожды — в связи с поручением обеспечить подготовку и реализацию комплексной программы по восстановлению популяций муксуна, нельмы и чира в Обь-Иртышском рыбохозяйственном районе. Вместе с РАН над этим проектом будут работать Правительство РФ, а также власти Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

Не был забыт научно-образовательный сектор и при формировании списка поручений по итогам февральского Послания президента Федеральному Собранию. В этом документе нашли отражение вопросы, связанные обеспечением технологического суверенитета и закрепления научных кадров.

Решено учитывать с повышающим коэффициентом 1,5 фактические расходы налогоплательщиков на приобретение российского высокотехнологичного оборудования. Такое искусственное увеличение затрат позволит организациям, закупившим отечественные приборы или лабораторно-промышленные установки, уменьшить выплаты по налогу на прибыль. Перечень оборудования и отрасли экономики, которые получат указанные льготы, а также порядок применения коэффициента установит правительство.

Ему же поручено предусмотреть на ближайшую трехлетку ежегодное выделение из федерального бюджета дополнительных средств на государственные жилищные сертификаты молодым ученым. Недавно выпущенные нормативные документы существенно расширили круг потенциальных претендентов на ГЖС. В программу господдержки наряду с молодыми учеными, которые работают в научных и научно-образовательных структурах, подведомственных Министерству науки и высшего образования, включены молодые исследователи из организаций, относящихся к другим ведомствам, а также научно-педагогические работники. Так что увеличение финансирования этого направления — ожидаемое решение, остается важнейший вопрос — о конкретных суммах.

Сразу несколько поручений посвящено перестройке системы высшего образования. В них прописана общая схема планируемых реформ. За основу берется базовое высшее образование со сроками обучения от четырех до шести лет в зависимости от направления, специальности, профиля подготовки. Следующий уровень — «специализированное высшее образование для лиц, имеющих высшее образование не ниже базового», нацеленный на получение углубленных знаний в выбранной области и дополненный программами магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Аспирантура и адъюнктура выделяются в самостоятельный уровень профессионального образования. Ведущим направлением деятельности для аспирантов станет проведение научных исследований.

Изменения планируется вводить поэтапно, обеспечив сохранение в полном объеме «академических и профессиональных прав» обладателей ранее выданных дипломов.
Наряду с правительством и администрацией Президента РФ ответственным за образовательные нововведения назначено Общероссийское общественное движение «Народный фронт “За Россию”».

Реформа образования затронет и гуманитарную сферу.

«С участием педагогов, ученых, специалистов мы должны серьезно повысить качество школьных и вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам, прежде всего по истории, обществознанию, литературе, географии, чтобы молодежь могла как можно больше узнать о России, ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях», — подчеркнул в своем Послании президент.

Реализуя этот посыл, правительство разработает дополнительные меры по совершенствованию преподавания гуманитарных дисциплин по программам общего и профессионального образования.

Надежда ВОЛЧКОВА

Фото: minobrnauki.gov.ru

Нет комментариев