Заинтересованные наблюдатели, следившие за ходом декабрьской научной сессии Общего собрания членов Российской академии наук, обратили внимание на рекордное количество посетивших его руководителей различных министерств и ведомств.
Это было связано с особым характером высшего академического форума. В полном соответствии со сложившейся в стране непростой ситуацией он был максимально ориентирован на решение, скорее, прикладных, чем фундаментальных задач научно-технологического развития.
Авторы прозвучавших прогнозно-аналитических докладов, подготовленных при участии научных советов РАН, представили положение дел в критически важных для экономики России сферах, дали оценку имеющегося потенциала, вызовов и рисков. Но самое главное — они обозначили пути решения наиболее сложных проблем с позиции национальных интересов.
Докладчики буквально по шагам расписали набор действий, которые должны быть предприняты в ближайшее время и в стратегической перспективе для достижения технологического суверенитета.
По каждому направлению были сформулированы предлагаемые механизмы достижения целей, стадии работы и участники процессов, обозначен вклад РАН, даны практические рекомендации федеральным органам власти и организациям.
Эта информация вошла в принятые Общим собранием дополнительные материалы к постановлению, подготовленные по итогам прозвучавших сообщений.
В самом постановлении нашла отражение позиция РАН по ключевым вопросам научной политики. Отмечено, что она требует серьезной корректировки.
В основу реформы научно-технологического комплекса России, проводившейся в 1992-2013 годах, была положена необходимость интеграции в мировое технологическое пространство. Опираться предлагалось на зарубежные стандарты, в том числе на показатели оценки эффективности и результативности науки. При этом отечественная экономика была ориентирована в основном на ресурсное развитие. Все это в итоге привело к зависимости от иностранных поставщиков по широкому спектру материалов, оборудования и технологий.
Между тем исследовательские организации, находящиеся под научно-методическим руководством РАН, имеют существенные научные заделы по многим обозначенным в стратегических документах приоритетным направлениям.
Как реализовать имеющийся потенциал? В Академии наук считают, что для обеспечения суверенитета и устойчивого развития России необходимо стабильное финансирование фундаментальных исследований, позволяющее поддерживать научную инфраструктуру на уровне технологически развитых стран.
Должно быть законодательно определено, что наука является системообразующим институтом развития страны и ее финансирование должно составлять не менее 2% от валового внутреннего продукта.
Общее собрание поручило президенту РАН выступить с соответствующей законодательной инициативой.
В постановлении указано, что существующая система финансирования научных институтов недостаточно эффективна, что ведет к стагнации фундаментальных и проблемно ориентированных исследований в стране. Государственное задание не покрывает расходы на содержание инфраструктуры и государственного имущества, находящегося в управлении НИИ, в том числе уникальных научных установок и полигонов. Его не хватает также на приобретение расходных материалов и ремонтные работы. Это не позволяет организациям оперативно перенаправлять ресурсы на приоритетные направления технологического развития и не соответствует важности и масштабу задач, стоящих перед академическими структурами.
Констатировав, что система финансового обеспечения находящихся под научно-методическим руководством РАН организаций должна быть пересмотрена, Общее собрание предложило новые подходы.
Во-первых, необходимо установить институтам целевое финансирование на расходы по содержанию инфраструктуры, оборудования и иного имущества.
Во-вторых, для повышения эффективности работ по выполнению государственного задания сводные планы по всем темам вместе с объемами требуемого финансирования целесообразно предварительно рассматривать в РАН и только после этого направлять в Минобрнауки.
Гибкость новой системе управления придаст наделение институтов правом при необходимости быстро вносить изменения в темы государственного задания и финансовые проектировки.
В Академии наук уверены, что для институтов должны быть разработаны программы развития, и готовы участвовать в этом процессе совместно с Минобрнауки. Соответствующее предложение будет направлено в Совет по науке и высшему образованию при Президенте РФ.
Что касается новой системы оценки результатов исследований, разработка которой до сих пор не завершена, предлагается строить ее в первую очередь на экспертизе со стороны РАН.
В учет должны браться научные публикации, включая статьи в высокорейтинговых отечественных и международных журналах, а также патенты и «ноу-хау» по основным направлениям технологического развития.
При определении тематик выполняемых по госзаданию работ и распределении бюджетных средств особое внимание предполагается обращать на востребованность научных результатов.
В связи с этим Президиуму РАН поручено с участием отделений сформировать банк данных по имеющимся разработкам с учетом уровней готовности технологий.
В решение Общего собрания также вошел пункт о необходимости направить в Правительство РФ предложение дополнить Налоговый кодекс статьями, позволяющими относить затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на себестоимость продукции. Это стимулирует промышленные предприятия и коммерческие организации оплачивать необходимые исследования из собственных средств.
Понятно, что корректировка курса, на которой настаивает Академия наук, требует внесения изменений в стратегические документы.
Поэтому собрание уполномочило Президиум РАН подготовить и внести в Комиссию по научно-технологическому развитию РФ предложения по актуализации Стратегии научно-технологического развития с учетом изменений геополитической и социально-экономической ситуации.
Основной стратегической целью на данном этапе должно стать создание современной научно-технологической базы, обеспечивающей переход к экономике полного инновационного цикла, реализацию национальных приоритетов и достижение технологического суверенитета.
Надежда ВОЛЧКОВА
Нет комментариев