На-гора! Ученых мобилизуют для решения проблем минерально-сырьевого комплекса

Мы с детства знаем, что ресурсы страны, геологические запасы ее полезных ископаемых способны обеспечить потребности оте­чественной промышленности. В связи со стремительной трансформацией мировых экономических отношений и попытками ряда зарубежных государств изолировать нашу страну от международных логистических товарно-сырьевых и технологических цепочек особую актуальность сегодня приобрела задача ускоренного обеспечения национальной экономики недостающими видами минерального сырья, которые сейчас вынужденно закупаются за рубежом. Готовы ли мы к достижению технологического суверенитета в минерально-­сырьевом комплексе? Все ли сделано для того, чтобы у страны было больше «чугуна и стали», а также меди, никеля, олова, вольфрама, молибдена, тантала, ниобия, кобальта и т. д.? Этим вопросам текущего состояния и перспектив развития минерально-сырьевой базы России было посвящено прошедшее заседание Президиума Российской академии наук.

«Предварительно я обсуждал вопрос с министром природных ресурсов и экологии Александром Козловым. После заседания организуем с ним встречу и еще пройдем по решениям заседания президиума, обсудим, как РАН совместно с правительством могла бы здесь помочь»,

— предварил обсуждение президент РАН Геннадий Красников и пригласил заинтересованных членов РАН поучаствовать в этом разговоре.

С приветственным словом выступил заместитель министра природных ресурсов и экологии Павел Барышев. Он отметил, что созданная в России минерально-сырьевая база полезных ископаемых является уникальной по объему вложенных в геологоразведку и обустройство месторождений финансовых средств государства и бизнеса, по масштабу открытых объектов и учету государственным балансом всех известных на Земле видов минерального сырья.

«Президентом РФ правительству с участием РАН поручено реализовать широкий комплекс мер, направленных на совершенствование системы управления отечественным минерально-­сырьевым комплексом. Министерство природных ресурсов и экологии в координации с федеральными органами исполнительной власти, ГК «Росатом» и Российской академией наук уже обеспечили решение целого ряда задач», — информировал Павел Барышев.

Так, по словам чиновника, подготовлен и утвержден обновленный и расширенный перечень основных видов стратегического минерального сырья. К дефицитным отнесены 17 видов стратегического минерального сырья, из которых 5 — с критической зависимостью от зарубежных поставок (титан, марганец, литий, ниобий, индивидуальные редкоземельные металлы). На основании сведений Минпромторга сделан прогноз потребления до 2030-го и 2050 годов дефицитных видов стратегического минсырья, он показывает потенциальный рост внутреннего спроса на такие металлы. Например, потребность в литии к 2030 году увеличится в 44 раза (с 2,5 до 110 тысяч тонн), к 2050 году — в 66 раз, до 155 тысяч тонн. Минприроды и Рос­недра организовали переоценку ста наиболее перспективных отечественных месторождений дефицитного стратегического сырья как подготавливаемых к разработке, так и находящихся в государственном нераспределенном фонде, составлены графики лицензирования необходимых месторождений и добычи на них сырья. Были выявлены и систематизированы проблемы с разработкой и реализацией технологий переработки руд дефицитного стратегического сырья, особенно нетрадиционного типа.

«Современная геологоразведка — один из самых наукоемких видов деятельности. Приходится находить месторождения исключительно по косвенным данным, зачастую на значительных глубинах, в труднодоступных районах Арктики и Дальнего Востока, на пределе обнаружения аналитической аппаратуры. При этом используются самые прогрессивные технологии, оборудование, сложнейший софт, математическая обработка данных, ультрасовременные материалы»,

— отметил Барышев и попросил уважаемых академиков (по сути, поставил задачу РАН) помочь Министерству природных ресурсов и экологии РФ создать методологию определения текущего и долгосрочного прогнозов потребности сырья с учетом научно-технологического прогресса России и мировых трендов; разработать технологии переработки сырья и создания необходимой обеспеченности требуемых ресурсов. И также обеспечить научное моделирование цепочек потребления на всех стадиях переработки сырья — от руд до конечных изделий — с установлением продуктовых балансов в различных отраслях промышленности.

«Истощение недр порождает призрак мира, в котором ресурсы слишком дороги для использования, но не мир без ресурсов», — этими словами предварил свой доклад академик Николай Бортников.

«Представить нашу цивилизацию без металлов просто невозможно, — подчеркнул ученый. — Однако принятая в 1990-е годы сырьевая модель экономического развития страны привела к утрате передовых технологий, в том числе обогащения руд и извлечения металлов. В конце концов назрела угроза потери национальной технологической безопасности. Сегодня правительство утвердило новый перечень стратегически важных металлов впервые за четверть века и планирует пересматривать его каждые три года».

По мнению Николая Стефановича, необходимо создание цепочки от открытия новых месторождений и рационального использования действующих до развития технологий добычи, обогащения, извлечения металлов и производства из них изделий. Нужно ввести термин «критические металлы». Из «большой шестерки» (железо, алюминий, медь, марганец, хром, никель) остродефицитными для РФ являются марганец и хром. Для высокотехнологической промышленности необходимы редкие и рассеянные металлы, которые, как правило, производятся как побочные продукты при глубокой переработке руд, извлекаются на последних стадиях металлургического передела и, самое главное, как правило, не образуют собственных месторождений: ниобий, висмут, кобальт, индий галлий, теллур и множество других.

Имеются ли на территории России необходимые и достаточные резервы и ресурсы металлов, необходимых для развития высокотехнологичной промышленности? Можно ответить утвердительно, считает академик, но многие уникальные месторождения не разрабатываются из-за сложных горно-геологических условий и низкого качества руд, расположения в удаленных районах с плохо развитой инфраструктурой. Резервы высокотехнологичных металлов в большинстве из известных месторождений не определены и даже не оценены. А вообще разработка месторождений, извлечение металлов несут значительные риски и наносят ущерб окружающей среде. Необходимы новые технологии, рекультивация территорий и т. д. Это удорожает стоимость металлов.

Таким образом, недра России хоть и содержат ресурсный потенциал критических металлов, но его реализации препятствуют отсутствие достоверной информации о количестве попутных металлов в рудах и концентратах, технологические сложности извлечения и низкая рентабельность производства. Ситуацию можно изменить, только переоценив запасы комплексных месторождений, начать производство попутных металлов на рудниках, где они в настоящее время не добываются, но могут быть извлечены, улучшив показатели переработки попутных металлов и т. д.

Проблемы отрасли обсуждались скрупулезно. С докладом «об изучении и освоении стратегических полезных ископаемых в рамках социально-экономически ориентированных проектов полного цикла» выступил директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН академик Валерий Крюков. О роли металлогенических исследований в прогнозе перспективных территорий — «от моделей к месторождениям» рассказал академик Николай Горячев, ДВО РАН. Перспективные направления развития геотехнологий разработки рудных месторождений РФ представил директор Института проблем комплексного освоения недр РАН академик Валерий Захаров. Выступавших было много, потому как проблема непростая. В завершение некоторые тезисы предложил заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ кандидат юридических наук Валентин Летуновский.

«Есть задачи, поставленные Президентом РФ, — сказал он. — Давайте решать их и предъявлять результаты. Хотелось бы услышать доклады с финансово-экономической составляющей добычи того или иного сырья. Нужно связать все воедино и начать работать с федеральными органами исполнительной власти, как в советское время работало НПО с научным и экономическим сопровождением. Давайте изменим единицу мышления академической науки и вместо отдельного карьера за единицу мышления возьмем страну».

Подготовил Андрей СУББОТИН

Нет комментариев