Как два пальца отрубить. Резонансные законы обрастают «нормативкой»

Продолжают выходить подзаконные акты к вступившим в силу законам в сфере научно-образовательной политики. Так, на портале regulation.gov недавно был опубликован проект приказа Министерства науки и высшего образования РФ об утверждении правил учета договоров о научно-техническом сотрудничестве и международном научном и научно-техническом сотрудничестве, заключаемых научными организациями и вузами, которые ведут исследования за счет средств федерального бюджета. Этот документ конкретизирует ряд моментов, прописанных в принятых еще весной и действующих с июня поправках в Закон об образовании, которые касаются просветительской деятельности.

В приказе описывается порядок действий организации по регистрации заключаемых ею договоров о сотрудничестве. В месячный срок со дня заключения договора необходимо направить в уполномоченный министерством Научно-технический институт межотраслевой информации (НТИМИ) учетную карту по установленной форме. В случае изменения в дальнейшем предмета договора, его сторон, сроков исполнения или иных существенных условий необходимо в 30-дневный срок известить о них НТИМИ. За непредставление или несвоевременное представление информации предусматривается персональная ответственность руководителя организации.

«Прочитав данный проект, могу констатировать, что могло быть хуже, — написал на своей странице в Facebook вице-президент РАН Алексей Хохлов. — Предлагается не экспертиза договоров перед их заключением, а учет уже заключенных договоров в подведомственной Минобрнауки организации, которая будет представлять отчеты в министерство два раза в год. Есть ряд мест, которые требуют исправления, но в целом предлагаемый Минобрнауки подход минимизирует возможные издержки, которые могли быть связаны со слишком прямолинейным следованием букве принятого закона».

В комментариях к этому посту Сергей Адонин из Института неорганической химии СО РАН написал:

«Нам, видимо, надо сказать спасибо за то, что здоровую ногу не отрежут совсем, а только отрубят пару пальцев на потеху начальству? Мало бумажек — получите еще».

Приказ об учете договоров далеко не самый важный из тех, что должны быть приняты во исполнение нашумевшего закона. Общественность с волнением ждет очередной редакции постановления правительства РФ «Об утверждении положения об осуществлении просветительской деятельности», определяющего порядок и условия ведения таковой. Напомним, первый вариант был разработан Министерством просвещения РФ и опубликован для общественного обсуждения в апреле, но получил много негативных отзывов. Проект сняли с рассмотрения и пообещали доработать к сентябрю. Пока о его судьбе ничего не слышно.

А вот важнейший нормативно-правовой акт к закону о научной аспирантуре (517-ФЗ от 30.12.2020) — постановление правительства, утверждающее положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, — уже представлен общественности на том же regulation.gov. Положение регламентирует основные процессы, связанные с обучением в аспирантуре: организацию и осуществление образовательной деятельности, проведение итоговой аттестации, сопровождение успешно прошедших ее лиц при представлении ими к защите диссертации, контроль подготовки кадров в аспирантуре. Для каждого из этих направлений оговорены процедурные моменты, сроки проведения, требования к участникам и их права.

У профильного сообщества есть вопросы и к этому проекту, но серьезной критики он не вызвал. По мнению Хохлова, главная задача — сместить центр тяжести аспирантской работы с образовательных аспектов на научные — с помощью положения может решаться вполне успешно. Сейчас специально созданная при Минобрнауки рабочая группа собирает предложения и занимается доработкой положения, сообщил вице-президент РАН.

Но вот что странно, закон действует с 1 сентября текущего года, а положение предполагается ввести с марта следующего. Как и федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре программ подготовки аспирантов, которые должны заменить федеральные государственные образовательные стандарты. Разработанный Минобрнауки проект ФГТ, кстати, тоже пока еще находится в стадии обсуждения. Так что молодым людям, поступившим в аспирантуру и обучающимся в «эпоху перемен», не позавидуешь: им явно придется столкнуться с последствиями нормативных нестыковок. Остается надеяться, что чиновники будут оперативно решать возникающие вопросы.

Если говорить о той версии проекта положения, которая сегодня доступна, она обеспечивает поле для маневра — выстраивания индивидуальных траекторий аспирантов, адаптирования программ под задачи исследований. Декларируется, что выбор методов и средств обучения, образовательных технологий, учебно-методического обеспечения организация осуществляет самостоятельно, исходя из необходимости достижения аспирантами планируемых результатов. Могут, в частности, применяться дистанционные и электронные способы обучения.

Допустима сетевая форма реализации программ, обеспечивающая возможность использования ресурсов нескольких организаций, в том числе иностранных.
Научным руководителем обучающегося назначается сотрудник организации, имеющий ученую степень доктора наук по соответствующей специальности, в том числе присвоенную за рубежом и признаваемую в России. Впрочем, по рекомендации ученого или научно-технического совета руководить аспирантом может и кандидат наук. Руководитель должен быть действующим ученым — иметь публикации по результатам исследовательской, творческой работы в ведущих отечественных и зарубежных рецензируемых журналах за последние пять лет. Если программой аспирантуры предусмотрено проведение междисциплинарных исследований, разрешается иметь двух научных руководителей или руководителя и консультанта, в том числе из другой организации.

Итоговая аттестация по программам аспирантуры проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия критериям, установленным Федеральным законом «О науке и научно-технической политике». Оценка проводится с привлечением экспертов, не работающих в организации.

После «предзащиты» аспиранта обещают не бросать на произвол судьбы: организация должна оказывать ему необходимую поддержку при представлении диссертации к защите. Правда, только в течение одного календарного года.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев