В режиме падения. Бюджетные планы правительства обрекают науку на выживание

На днях в Государственной Думе состоится первое чтение внесенного правительством законопроекта «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-го и 2024 годов». Новый Комитет по науке и высшему образованию проект поддержал, отметив, правда, в своем заключении, что «объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования и сферы науки не в полной мере обеспечивает приоритетность развития Российской Федерации в указанных сферах». Содержится в документе и столь же вялое, не подкрепленное никакими цифрами предложение увеличить «затраты на финансирование научных исследований и разработок при одновременном совершенствовании государственной системы управления научно-технологическим развитием, разработке эффективных мер по привлечению внебюджетных средств в научно-техническую сферу». Всерьез биться за увеличение научного «куска» бюджетного пирога профильный комитет явно не собирается.

Между тем, как следует из заключения, которое направил в Госдуму и опубликовал на своем сайте Профсоюз работников РАН, ситуация складывается тяжелая.

Что же сулят науке грядущий год и трехлетняя перспектива? На фоне планируемого роста валового внутреннего продукта (ВВП) и общих расходов федерального бюджета финансирование гражданских исследований будет снижаться. Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, в текущем году оно, как ожидается, составит 634,6 миллиарда рублей, а за три последующие года упадет с 591,5 миллиарда до 590,8 миллиарда. В отношении к ВВП бюджетные расходы за трехлетку сократятся с 0,45% до 0,40%. Другими словами, в планы заложено падение расходов на гражданские исследования как в абсолютном, так и в относительном выражении.

С учетом затрат на прикладные исследования в области обороны и национальной безопасности «угол падения» становится еще больше: совокупные расходы бюджета на науку сокращаются с 0,774% (2022) до 0,637% (2024).

Профсоюз работников РАН указывает, что намеченные планы плохо согласуются с положениями Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который предусматривает опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом ВВП. Кстати, и действующая госпрограмма «Научно-технологическое развитие РФ» предполагает увеличение к 2024 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,24% ВВП.

Невыполнение требований упомянутого указа поставит под сомнение достижение обозначенной в нем цели: обеспечить присутствие России в числе пяти ведущих стран мира в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития страны. Тут следует напомнить, что в 2020 году внутренние затраты на исследования и разработки в России составили 1,1% ВВП, а в странах Организации экономического сотрудничества и развития — в среднем 2,47% ВВП, в том числе США — 3,07%, Германия — 3,18%, Япония — 3,24%, Южная Корея — 4,64%.

Помочь стране сохранить лицо при столь существенном снижении бюджетных расходов на исследования мог бы частный бизнес, резко увеличив вложения в науку. Однако стимулировать его к серьезной активности у власти до сих пор не получалось, коренной перелом вряд ли случится и в ближайшее время.
И совсем уж странно рассчитывать на бизнес, когда речь идет о фундаментальных научных исследованиях (ФНИ). Даже в развитых странах это — зона ответственности государства.

На первый взгляд может показаться, что с ФНИ дела обстоят не так уж плохо. Финансирование этих исследований в абсолютных цифрах предполагается наращивать. На 2022 год запланировано 228 миллиардов рублей, на 2023-й — 253, на 2024-й — 257. Однако доля «фундаменталки» в ВВП будет падать: за три года — с 0,172% до 0,171%. При этом предыдущий закон о бюджете содержал совсем другие цифры, обещая увеличение с 0,175% ВВП в 2021 году до 0,19% в 2023-м. Так как уровень внебюджетного финансирования ФНИ в России составляет сотые доли процента ВВП, нечего даже и надеяться выйти на характерный для развитых стран уровень — 0,4-0,6%.

Стоит подчеркнуть, что небольшой абсолютный рост бюджетного финансирования фундаментальной науки в 2022-2024 годах в значительной степени связан с мероприятиями нацпроекта «Наука» по обновлению приборной базы ведущих организаций, созданию уникальных установок класса мегасайенс и развитию исследовательского флота. Что же касается субсидий на выполнение государственного задания для организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования, их планируется увеличивать темпами, лишь незначительно превышающими ожидаемый правительством уровень инфляции: 119,1 миллиарда рублей в 2022 году,125 миллиардов — в 2023-м, 131,5 — в 2024-м.
В итоге застарелые проблемы науки, скорее всего, обострятся. Продолжатся старение кадрового состава и отток ученых на Запад. В связи растущим дисбалансом в оплате труда научных сотрудников с одной стороны и инженерно-технических работников, вспомогательного персонала с другой возникнут сложности с обеспечением работы тех самых уникальных научных комплексов, на которые в последние годы выделяется немало средств.

Ученым наверняка интересно, как будут обеспечиваться научные фонды. Заместитель председателя Профсоюза работников РАН Евгений Онищенко считает, что их финансовые перспективы в представленном проекте бюджета тянут на детектив. В первые два года трехлетки цифры подтверждают принятое властью решение о передаче средств на проведение массовых конкурсов от Российского фонда фундаментальных исследований Российскому научному фонду (в 2022 году финансирование РНФ запланировано в размере 25,8 миллиарда рублей, а РФФИ — 12,1 миллиарда, в 2023 году — 34,7 и 6 миллиардов соответственно.) А вот на 2024 год запланирован кульбит — 28 и 18 миллиардов. Такое обратное перераспределение вызывает массу вопросов, хотя рост общего бюджета фондов, конечно, радует.

А что же ждет Российскую академию наук? В последние годы РАН наращивала свое присутствие на экспертном поле, активно занималась популяризацией науки, распространением научных знаний. Однако обещанных еще прежним правительством Дмитрия Медведева дополнительных средств на эту деятельность, судя по всему, она опять не получит. Финансирование академии, согласно бюджетным проектировкам, останется на прежнем уровне: 4,4-4,5 миллиарда рублей в год.

В общем, как утверждается в заключении профсоюза, заявленные финансовые планы не смогут обеспечить развитие науки и выполнение поставленных перед ней властью стратегических задач. Дай бог, выжить.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев