Подлинность в деталях. Историки перелистывают страницы трех веков академии

Научная сессия Отделения историко-филологических наук РАН (ОИФН РАН), прошедшая в рамках Общего собрания академии в новом здании Института научной информации по общественным наукам, называлась «Трехсотлетие российской науки».
Открывая заседание, академик-секретарь ОИФН РАН, директор Института археологии РАН академик Николай Макаров напомнил, что сессия начинает череду научных собраний, посвященных юбилею академии, который будет отмечаться в следующем году.
— Юбилей РАН — это прежде всего осмысление истории академии, ее вклада в историю страны и развитие науки в России, — подчеркнул Н.Макаров. — Известно, что изучение истории РАН ведется давно. Наша задача не создание парадной картины, а серьезное научное осмысление, более вдумчивый взгляд на то, как академия менялась, как понимались в разное время ее задачи.
Николай Макаров сообщил, что два года шла работа над двухтомной монографией «РАН: 300 лет истории», которая представляет собой «первый обобщенный взгляд на историю академии за последнее столетие». Первый том посвящен периоду от момента ее создания до перебазирования в Москву в 1934 году. Второй том охватывает период до 2013 года. Сейчас все материалы монографии сданы в обновленное издательство «Наука».
Программа включала семь докладов, отражающих несколько периодов развития академии. Выступающие представляли научные центры, связанные с изучением истории науки (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Институт истории естествознания и техники РАН), а также регионы, которые в советское время стали местом реализации самых передовых научных идей.
Об основных вехах истории Академии наук в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде (1724-1934) рассказала член-корреспондент РАН, директор Санкт-Петербургского филиала Архива РАН Ирина Тункина. Она обратила внимание на то, что с момента основания в 1724-1725 годах Академия наук была структурообразующим государственным учреждением, финансируемым государством и призванным решать задачи, поставленные перед ней властью.
Главным отличием нашей академии от подобных учреждений Европы было соединение функций исследования и обучения, выполняемых одним составом ученых на одной материальной базе.
К середине XVIII века Российская академия наук стала единственным учреждением в Европе, где исследовательская работа полностью обеспечивала средства к существованию.
Академики занимались научной экспертизой, географическим, естественнонаучным и историко-филологическим познанием России и других частей земного шара, просветительской и учебной деятельностью в академических гимназии и университете, призванных готовить бюрократическую и интеллектуальную элиту страны.
Вплоть до середины XIX века своих научных кадров не хватало, и власти создавали все условия для жизни и научной работы ученым из Европы. И.Тункина показала фотографию подлинного пергаменного диплома Эйлера на звание профессора математики, который ему выдал президент академии Иоанн Альберт Корф в 1740 году. Его буквально незадолго до научной сессии передали Санкт-Петербургскому филиалу Архива РАН потомки Эйлера из семьи Баженовых.
Вице-адмирал Р.И.Баженов в 1937 году был репрессирован в Кронштадте, его близких сослали в Казахстан. Несмотря на все перипетии, семья сохранила ценный документ.
Уже к концу XIX — началу XX столетия «обрусевшая» академия смогла полнокровно синтезировать достижения мировой научной мысли, а в каких-то отраслях знания даже вышла на передовые рубежи. Большевики, проведя «культурную революцию», использовали Академию наук как инструмент возрождения экономики и превращения СССР в великую державу (попутно избавляясь от ученых «старой школы»). Мобилизовав интеллектуальный потенциал академии, резко увеличив кадровый состав и число научных учреждений, внедрив новые формы организации исследований, государство добилось качественно нового взаимодействия с академическими учеными. Академия распространила свою деятельность на всю страну и превратилась в штаб советской науки.
Екатерина Басаргина, доктор исторических наук, заведующая отделом публикаций и выставочной деятельности СПб филиала Архива РАН, посвятила свое выступление столетнему юбилею Академии наук в 1826 году. Она показала, что празднование юбилеев стало в академии стойкой корпоративной традицией, а в XX столетии — даже всенародными торжествами.
Академия использовала свои круглые годовщины как повод осмыслить пройденный путь и возможность обратиться к государственной власти ради повышения своего авторитета и консолидации всего научного сообщества.
Так, состоявшееся в начале царствования Николая I празднование столетнего юбилея Императорской Академии наук открыло новую эпоху в ее развитии. Президент Сергей Уваров обратился к императору как покровителю науки и представил Академию наук во всем ее блеске. Кульминацией праздничных мероприятий стало подношение членам императорской фамилии памятной медали, изготовленной медальером Ф.Толстым.
А академик Ф.Грефе написал на древнегреческом языке большую поэму, посвященную столетию академии. Она переведена специально к 300-летнему юбилею, в докладе было продекламировано несколько строк. Это празднование 200 лет назад стало своего рода рекламной акцией, послужившей активной пропаганде работ ученых и повышению интереса образованной части общества к их деятельности.
«300 лет служения человечеству. Открытия Российской академии наук, изменившие мир» — так назвал свой доклад Роман Фандо, доктор исторических наук, директор Института истории естество-знания и техники РАН. Он рассказал, что к 300-летнему юбилею академии силами сотрудников института разработан интернет-портал (https://ras-history.ru/earth), на котором представлена информация о важнейших научных открытиях российских ученых, которые привели к прорывам в формировании и развитии фундаментальных представлений об устройстве мира, а также об изобретениях, изменивших жизнь человечества.
Таким образом, была начата работа по представлению в онлайн-пространстве объективной, основанной на результатах исторических исследований информации о достижениях российских ученых в области естественных и гуманитарных наук.
Эта информация дает возможность оценить вклад Академии наук в развитие научного знания и технологий в мировом масштабе. В течение следующего года контент интернет-портала будет пополняться.
Также на сессии выступили член-корреспондент РАН Ю.Батурин («Искания российских ученых природного континуума физического и духовного миров: неархимедова мера»), член-корреспондент РАН И.Побережников («Наука, технологии, производства в советской модели позднеиндустриальной модернизации»), доктор исторических наук В.Рынков («Новосибирский Академгородок: технология “броска” советской науки на восток») и член-корреспондент РАН И.Попова («Российское академическое востоковедение. Государственная миссия»).
Научные сообщения, построенные на архивных материалах и малоизвестных источниках, свидетельствовали о системном вкладе РАН в решение государственных задач и обеспечение поддержки национальных интересов.

Наталия ГЛАДКОВА
Иллюстрация: заседание Президиума Академии наук СССР, посвященное плану строительства Главного Туркестанского канала. 1951 год. Панно выполнено группой художников под руководством Василия Ефанова.

Нет комментариев