Целина непаханая. В РАН предложили меры по борьбе с дефицитом кадров в сельском хозяйстве

«Кадровый голод», «социальное опустынивание», «заброшенные пашни» — такими невеселыми понятиями оперировали специалисты из профильных министерств и ведомств, собравшиеся на заседание Межведомственного координационного совета Российской академии наук по исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий, обсуждая тему «Кадровое обеспечение сельского хозяйства».
На площадке совета рассматривают актуальные проблемы отрасли и ищут пути их решения.
Нынешнее заседание стало вторым в текущем году. В апреле обсуждался вопрос рационального использования земельного комплекса. Принятые рекомендации были направлены в правительство и получили развитие в виде конкретных поручений от курирующего данную сферу вице-премьера Виктории Абрамченко. Об этом, открывая встречу, сообщил президент РАН Геннадий Красников.
Кадровая тема была вынесена на рассмотрение совета в связи с ее особой актуальностью. Дефицит персонала, в том числе обладающего современными знаниями и компетенциями, стал ключевой проблемой аграрной отрасли, тормозящей ее развитие и решение задач по обеспечению продовольственной безопасности и национального суверенитета страны.
За последние десять лет численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 20%. В важнейших производственных службах — агрономической, ветеринарной, зоотехнической — нехватка специалистов достигает 10-15%.
В ряде областей Нечерноземной зоны — Вологодской, Ивановской, Ярославской, Костромской — доля пригодных для земледелия, но не используемых земель перевалила за половину.
Общая площадь заброшенной пашни по стране составляет около 20 миллионов гектаров. Ровно столько залежных земель было освоено в 50-60-е годы прошлого века, в период поднятия целины. Набирают ускорение и процессы социального опустынивания — 25 из 65 тысяч сельских населенных пунктов потеряли жителей, во многих осталось по нескольку десятков человек. Эти цифры привел председатель совета вице-президент РАН Николай Долгушкин.
Наблюдается в последние годы и заметное снижение числа ученых, занятых фундаментальными и прикладными работами в области сельскохозяйственных наук. Если в целом количество исследователей за последние десять лет сократилась на 10,6%, то аграриев стало меньше на 33% (!). Доля специалистов этого профиля сегодня составляет всего 2,8% от общего числа ученых. В западных странах эти цифры в 2-3 раза больше.
Снизились и качественные показатели кадрового состава. Кандидатскую и докторскую степени имеют всего 5% работающих в науке специалистов. В естественно-научном сегменте этот показатель равен 43,5%. С 2015 года идет сокращение обучающихся в аспирантуре и докторантуре по сельскохозяйственным специальностям.
Меры по улучшению ситуации, конечно, принимаются, однако зачастую они не носят системный характер. Об этом говорил статс-секретарь — заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов. Он посетовал на ведомственную и региональную разобщенность организаций, ведущих подготовку кадров для сельского хозяйства, и отметил несовершенство нормативных актов, регулирующих образовательную деятельность.
Ключевые задачи на сегодня, по мнению замминистра, — обеспечить бесшовный переход обучающихся от одной ступени к другой по модели «школа — вуз/колледж — предприятие» и гармоничное сочетание в программах образовательной, исследовательской и технологической компонент.
Замминистра обратил внимание и на необходимость участия аграрного бизнеса в подготовке специалистов для отрасли. Определенные успехи уже есть.
— Компания «ФосАгро» открыла 17 образовательных центров. Они записали потрясающие онлайн-лекции для студентов и работников сельского хозяйства, посвященные передовым агротехнологиям, эффективному растениеводству, инновациям и цифровизации в сфере АПК. (Благодарю за участие в проекте представителей Академии наук!) И таких компаний, которые не пинают нас, требуя все умеющих специалистов, а занимаются вместе с нами подготовкой высококвалифицированных кадров, становится все больше, — заявил чиновник.
Выступили на заседании и представители других министерств.
Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев рассказал о проекте «Агроклассы России», направленном на раннюю профориентацию сельских школьников. Учащиеся таких классов постигают азы растениеводства и животноводства, знакомятся с устройством сельскохозяйственной техники, защищают свои проекты.
Важными элементами учебного процесса являются экскурсии в передовые хозяйства, научно-образовательные центры. В разных регионах созданы почти 1200 агроклассов.
В качестве интеллектуального партнера в эту работу включается Академия наук, готовая поделиться своим опытом взаимодействия с общеобразовательными организациями, накопленным в рамках проекта «Школы РАН».
Модернизируется, по словам замминистра, и система среднего профессионального образования. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» в 34 субъектах РФ на базе техникумов и колледжей при участии региональных властей и профильного бизнеса создаются образовательно-производственные центры (кластеры) агроотраслевой направленности.
Меры по усилению сельхознаук и поддержке высшего аграрного образования перечислил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Пышный.
За последние годы в рамках нацпроектта «Наука и университеты» созданы 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров, обеспечивающих внедрение в агропромышленный комплекс (АПК) современных технологий, 150 новых лабораторий с привлечением молодых специалистов. Немалые средства вкладываются в обновление приборной базы и парка сельхозтехники институтов аграрного профиля.
Совместно с Академией наук министерство занимается актуализацией тематик исследований с учетом задач инновационного развития АПК и повышения востребованности бизнесом научных результатов.
Были представлены на заседании и лучшие из реализуемых сегодня практик. — Эти проекты «с изюминкой», которые держатся на талантливых, увлеченных своим делом высококлассных специалистах и, безусловно, достойны масштабирования.
Многие выступавшие подчеркивали, что поскольку кадровые проблемы аграрной отрасли носят комплексный межведомственный характер, для их решения необходимы координация действий участников процесса и включение эффективных механизмов государственного регулирования на всех уровнях управления отраслью. Одной лишь трансформацией образовательной системы не обойтись, сколько ее ни совершенствуй.
Закрепить квалифицированные кадры на селе можно, только обеспечив там привлекательные условия, в том числе современную социокультурную среду, и существенно повысив уровень оплаты труда.
По общему мнению, «поднять целину» в аграрной сфере поможет принятие государственной Стратегии кадрового обеспечения сельскохозяйственной области. Это предложение вместе с другими рекомендациями правительству, министерствам, ведомствам на ближайший период и перспективу было отражено в решении межведомственного совета.

Надежда Волчкова
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев