Психологи выявили факторы развития детей, зачатых посредством ЭКО

Ученые факультета психологии Томского госуниверситета выяснили общие тенденции и различия в развитии детей, зачатых посредством вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), по сравнению с детьми от естественной беременности в каждом возрастном периоде детства. Выяснилось, что у детей из группы ВРТ и детей контрольной группы отмечаются некоторые отличия, например, в содержании в волосах железа, магния, хрома и других элементов, которые сглаживаются с возрастом и при благоприятных условиях. Рекомендации психологов ТГУ уже используют в практической работе специалисты Центра репродуктивных технологий клиник СибГМУ.

Исследование проводится в рамках проекта «Комплексное исследование индивидуальных различий в когнитивных, мотивационных и психоэмоциональных процессах на разных этапах обучения», поддержанном научно-исследовательской политикой программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». 

С 2014 года психологи ТГУ проводят лонгитюдное исследование по выявлению генетических и средовых факторов детского развития. Они изучают био-психо-социальные факторы, определяющие развитие детей, рожденных с помощью ВРТ, в том числе ЭКО. В исследовании участвуют более 500 семей (включая матерей, отцов и детей) из Томска, Новосибирска и Барнаула, начиная с периода второго триместра беременности матери и до поступления ребенка в школу. Две основные группы участников – это семьи, зачавшие ребенка с помощью ВРТ, и семьи с физиологически естественной беременностью (контрольная группа).

– В научной литературе имеются противоречивые данные относительно здоровья и развития детей, зачатых с применением ВРТ, рост количества которых отмечается во всем мире, – отмечает руководитель проекта, профессор кафедры психотерапии и психологического консультирования факультета психологии ТГУ Татьяна Бохан. – Знания об особенностях состояния здоровья и психического развития таких детей и об обусловливающих их био-психо-социальных факторах ограничены. Это затрудняет разработку комплексных программ медицинского, психологического и педагогического сопровождения семей с проблемами репродуктивного здоровья на этапах лечения бесплодия и возрастных периодов развития ребенка.

Чтобы выявить особенности психического и физического развития детей, зачатых с помощью ВРТ, по сравнению с детьми от естественного зачатия, ученые провели 8 психодиагностических опросов – во втором триместре беременности матери и на возрастных этапах детства ребенка: в период новорожденности, младенчества, дважды в период раннего детства и трижды в дошкольном возрасте.

Выяснилось, что в раннем возрасте у детей из группы ВРТ есть особенности моторного развития и минерального гомеостаза: сниженное содержание в волосах элементов Cr, Fe, Mg, Sr и Al, связанное с состоянием здоровья. В дошкольном возрасте это особенности поведения, коммуникативного и когнитивного развития. Результаты лонгитюдного исследования, полученные на срезах 4 и 5 лет, показывают, что с возрастом межгрупповых различий в показателях развития становится меньше.

Команда проекта также изучила, как супружеские и родительские отношения в семьях с опытом бесплодия, зачавших ребенка с помощью ВРТ, влияют на показатели психического развития детей на каждом возрастном этапе.

– Мы выяснили, что большинство опрошенных семей вне зависимости от типа зачатия удовлетворены супружескими отношениями и имеют нормативный уровень тревожности, – отмечает Татьяна Бохан. – В то же время установлено, что к группе риска низкого качества воспитания и развития детей, зачатых посредством ВРТ, относятся семьи с низкой удовлетворенностью супружескими отношениями и с высоким количеством семейных стрессов. В таких семьях обнаружено и прямое, и опосредованное влияние удовлетворенности материальным положением на супружеские отношения и стратегии воспитания родителей.

Каждый из названных факторов может усиливать или ослаблять взаимосвязи, выступая ресурсом или фактором риска, добавляет исследователь. Например, в отношении стратегий воспитания отцов было показано, что последовательное воспитание со стороны отца может компенсировать негативное влияние эмоционального состояния матери на поведение ребенка.

Ученые определили типологические варианты развития детей, зачатых посредством ВРТ, на основе показателей их психического и физического развития и специфику семейной среды, свойственной каждому варианту. При этом заметили, что в семьях с естественным зачатием с поведением и развитием детей были связаны большинство характеристик семейной среды. В семьях ВРТ наиболее определяющим фактором было состояние здоровья и поведение матери по отношению к ребенку.

Также в рамках проекта психологи изучили динамику психического и физического развития детей с перинатальными рисками развития на протяжении периодов младенчества, раннего детства и раннего дошкольного возраста. Согласно полученным результатам, развитие детей неонатального риска имеет тенденции к компенсации. При этом пренатальные факторы несут более выраженный риск негативного влияния для психического развития детей, что характерно как для детей, зачатых посредством ВРТ, так и для естественно зачатых детей.

Выводы, сделанные на протяжении лонгитюдного исследования, опубликованы в журналах, входящих в базы Scopus и Web of Science: «Psychology in Russia: State Of The Art» (Q3), «Acta Scientiarum Polonorum Technologia Alimentaria» (Q3), «Reproductive toxicology» (Q2), «Психология. Журнал Высшей школы экономики»«СибСкрипт», «Biological Trace Element Research» (Q2), «Российский психологический журнал»«Сибирский психологический журнал», «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология», «Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии» и представлены в двух кандидатских диссертациях.

На основе полученных результатов ученые ТГУ разработали диагностический комплекс мониторинга психического развития детей от беременности посредством ЭКО на возрастных этапах детства, методические рекомендации для специалистов по психологическому сопровождению семей с зачатием посредством ВРТ в период лечения по программе ЭКО, беременности и после родов. Диагностический комплекс и рекомендации используются в Центре вспомогательных репродуктивных технологий клиник СибГМУ.

Команда проекта: заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования, профессор ФП ТГУ Татьяна Бохан, доценты кафедры психотерапии и психологического консультирования ФП ТГУ Анна СилаеваМарина ШабаловскаяСветлана Лещинская и Ольга Терехина.

 

Изображение: ТГУ

Нет комментариев