Невкусно — и точка. У растений на золоотвалах дефицит элементов питания

Для ясности: золоотвалы — это специально оборудованная зона рядом с промышленным предприятием, чаще всего с ТЭЦ, куда сваливают оставшиеся после сжигания угля шлаки. Но природа не терпит пустоты, и по прошествии определенного времени гору этой золы обживают микроорганизмы, а потом и трава-мурава. Биологи Уральского федерального университета и Института экологии растений и животных УрО РАН выяснили, насколько флора, поднявшаяся на золоотвалах, чувствительна к питательным веществам, главным образом азоту.

Азот относится к основным элементам питания всех живых организмов нашей планеты, и содержание его в почвах определяет уровень плодородия. Обычно количество азота в почве напрямую связано с содержанием его в растениях. А вот для золоотвалов это, оказалось, совсем не факт. Несмотря на то, что азот в ходе зарастания накапливается в такой почве, его доступность для растений остается крайне низкой.

«На разных природных объектах при увеличении содержания азота в почве его количество в растениях также увеличивается. Эта динамика описывается во многих работах российских и зарубежных ученых, — пояснила старший научный сотрудник лаборатории восстановительной экологии УрФУ Анна Бетехтина. — Однако наши результаты оказались совершенно иными».

Исследователи проанализировали состав почв и растений двух золоотвалов, находящихся на Среднем Урале. Один — молодой (возрастом 5-8 лет), который занимает площадь 358 га, второй — старый (возрастом 53-56 лет) площадью 125 га.

«Мы считали, что молодой золоотвал — начальный этап зарастания, а старый — более зрелый. На молодом золоотвале тянулись к небу однолетние растения, такие как марь, полынь, лютик, вейник, трехреберник. На старом уже был лес из берез и осин и луговые сообщества, где росли многолетние растения — тысячелистник, иван-чай, подорожник и другие. Химический анализ показал, что в почвах молодого золоотвала мало азота, но много фосфора. А в старом содержание фосфора снизилось, а азота — возросло. Эта закономерность характерна для развития почв на природных субстратах: в процессе зарастания количество углерода и азота в почвах будет расти, а количество подвижных фосфатов — падать. Однако анализ растений дал понять, что, несмотря на накопление азота в почве, растениям он недоступен. Вывод: результаты, полученные на других природных объектах, нельзя переносить на техногенные ландшафты, такие как золоотвалы», — резюмировала Анна Бетехтина.

Ученые продолжат изучение золоотвалов и растущих там растений. Следующий этап исследований будет посвящен изучению свободноживущих азотофиксирующих организмов.

Анна МАРИНОВИЧ