Почему возле Багамских островов появляются таинственные белые пятна в океане?

25.01.2023

Часть океана между Флоридой и Багамскими островами — одна из наиболее хорошо изученных морских сред в мире. И  в то же время это место уже много лет скрывает геологическую тайну.

С 1930-х годов ученые этого региона замечали странные молочно-белые пятна, которые появлялись на бирюзовой безмятежной водной поверхности. До сих пор специалисты не могут дать точный ответ, почему это происходит на Багамах. Исследователи ближайшего к этому месту Университета Южной Флориды долгие годы пытаются найти ответ на волнующий вопрос.

Светлые пятна на воде иногда можно заметить и в других океанах и озерах по всему миру, но на Багамах они появляются чаще. Пробы воды показали, то она содержат высокие концентрации богатых карбонатом частиц.

Большая часть Багамского архипелага расположена на затопленной карбонатной платформе. Возможно, отложения поднимаются на поверхность. Другая версия — что взвешенный материал производят цветки фитопланктона.
Чтобы найти разгадку, ученые решили посмотреть на проблему с высоты — использовали спутниковые снимки НАСА. За время наблюдений было обнаружено, что с 2003 по 2020 год размер мерцаний коррелировал с сезонами. Самые большие пятна появлялись с марта по май и с октября по декабрь. В среднем размер каждого образования составляет примерно 2,4 кв.км. В ясный день спутниковые снимки обычно фиксировали около 24 пятен. Их общая площадь составляла примерно 32 кв. км.
Однако между 2011 и 2015 годами пятна внезапно увеличились в размерах — общая площадь доходила до более чем 200 кв. км. К 2019 году  пятна снова уменьшились, но не до первоначального размера.

Ученые в недоумении: судя по результатам, имеет место 10-летний цикл. Но цикл чего?

«Мы видим некоторые интересные взаимосвязи между условиями окружающей среды, такими как pH, соленость воды и поведение ветра и течений, но пока не можем сказать, какие именно механические, биологические или химические процессы ответственны за это», —   отмечает  океанограф USF Чуанминь Ху.

Исследования будут продолжены. Результаты промежуточной работы опубликованы  в журнале Remote Sensing of Environment .

Фото: earthobservatory.nasa.gov