Во власти кольца. CERN продвинулась в планах строительства нового коллайдера

С подробностями — Science Business; Nature News.
Совет Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN Council) завершил пересмотр предпроектного плана создания нового ускорителя частиц, Будущего кольцевого коллайдера (Future Circular Collider), который заменит Большой адронный коллайдер (Large Hadron Collider).
Этот суперколлайдер будет располагаться под землей на глубине 200 метров на границе между Францией и Швейцарией, на территории, занимаемой CERN. Его строительство, по предварительным подсчетам, обойдется не менее, чем в 17 миллиардов евро.
Мощность этой установки должна позволить изучать открытый в 2012 году бозон Хиггса на новом уровне детализации, но физикам предстоит убедить финансистов в том, что огромные инвестиции стоят того.
Как отмечает Nature News, ученые находятся под давлением, потому что 27-километровый Большой адронный коллайдер не выявил никакой ожидаемой новой физики. Сооружение Будущего кольцевого коллайдера может начаться в 2033 году.
Кольцевой туннель протяженностью 91 км будет прерываться четырьмя экспериментальными залами. Пересмотренный документ пока не стал достоянием общественности, полностью он должен быть опубликован в будущем году, а окончательное решение по проекту ожидается до начала 2028-го.
Обсуждаемый коллайдер предназначен для сталкивания электронов с их партнерами из мира антиматерии — позитронами. Это станет возможно не раньше 2045 года, ожидается, что тогда Будущий кольцевой коллайдер сможет производить около миллиона бозонов Хиггса.
Считается, что изучение этой частицы, взаимодействующей с разными частицами пропорционально их массе, дает шанс на обнаружение изъяна в Стандартной модели, теоретической конструкции в физике элементарных частиц, предсказания которой оказались во многом успешны, но сама модель, описывающая частицы и их взаимодействия, в настоящее время имеет некоторые недостатки.
Проекты «фабрик бозонов Хиггса» разрабатываются сейчас и в других частях света. Японское правительство проявило интерес к размещению у себя давно запланированного Международного линейного коллайдера (International Linear Collider), Китай разрабатывает конструкцию кольцевой установки под названием Кольцевой электрон-позитронный коллайдер (Circular Electron Positron Collider).
Но Европейская стратегия в области физики элементарных частиц (European Particle Physics Strategy) настаивает на том, что Будущий кольцевой коллайдер обладает наибольшим физическим потенциалом, потому что он сможет производить бозоны Хиггса с большей скоростью, а тот же самый туннель позже может быть использован для еще более мощной установки — коллайдера протонов.