Не болит голова у дятла. Почему у стучащей по дереву птицы не бывает сотрясений мозга?

14.07.2022

Ученые давно не давал покоя вопрос, как дятлы могут часто-часто стучать клювом по стволу дерева, не нанося вреда своему мозгу. Эти размышления привели исследователей к мысли, что черепа пернатых должны действовать как амортизирующие шлемы. Однако это предположение опровергли специалисты в новой статье, опубликованной сегодня в журнале Current Biology.

Расчеты ученых показали, что любое поглощение ударов будет препятствовать способности птицы клевать.

«Проанализировав высокоскоростные видеоролики трех видов дятлов, мы обнаружили, что дятлы не поглощают удар во время стучания по дереву», — объяснил Сэм Ван Вассенберг из Университета Антверпена.

Ван Вассенберг с коллегами впервые количественно оценили замедление удара во время клевания у трех видов дятлов. Ученые использовали данные для построения биомеханических моделей, что привело их к выводу: амортизация черепа неудобна для птиц. Но тогда почему же их мозг не подвергается сотрясению?

Мыслительный орган дятлов гораздо меньше, чем у людей или, к примеру, обезьян. И он может выдержать те удары, которые производит птица. Тем более что материал, по которому она стучит, — достаточно мягкий. Вот если бы дятел со всей силы стучал клювом по металлу, — возможно, его мозг пострадал бы.

Поэтому мнение о том, что череп дятла — это амортизатор, неверно.

Результаты ученых объясняют, почему не существует дятлов с гораздо большими головами и мышцами шеи. Потому что более крупная птица могла бы нанести более сильный удар, и вот в этом случае  сотрясение мозга пернатому было бы обеспечено, пишет Еurek Аlert.

Фото: stihi.ru