В тайском заповеднике обнаружены вымершие морские существа — трилобиты

Десять недавно обнаруженных видов трилобитов, спрятанных на протяжении 490 миллионов лет в малоизученной части Таиланда, могут оказаться недостающими частями сложной  географии древнего мира.

Трилобиты — вымершие морские существа с головами в форме полумесяца, дыхание которых осуществлялось через ноги. Окаменелости трилобитов оказались в ловушке между слоями окаменевшего пепла песчаника, продукта древних извержений вулканов, который осел на морском дне и образовал зеленый слой, называемый туфом. В отличие от некоторых других видов горных пород или отложений, туфы содержат кристаллы циркона — очень прочного минерала, который образовался во время извержения.

Циркон химически стабилен, а также устойчив к теплу и погодным условиям. Он тверд, как сталь, и сохраняется, когда минералы в других породах разрушаются. Внутри этих упругих кристаллов  отдельные атомы урана постепенно распадаются и превращаются в атомы свинца.

«Мы можем использовать радиоизотопные методы, чтобы определить дату образования циркона и, таким образом, определить возраст извержения, а также возраст окаменелости», — отмечает профессор геологии Калифорнийского университета в Риверсайде Найджел Хьюз.

Туфы этого периода — позднего кембрия (между 497 и 485 млн лет назад) найти сложно, они редки.

«Туфы позволят нам не только определить возраст окаменелостей, которые мы нашли в Таиланде, но и лучше понять такие части мира, как Китай, Австралия и даже Северная Америка, где подобные окаменелости были найдены в породах, возраст которых невозможно определить», — поясняет первый автор монографии Шелли Вернетт.

Окаменелости были обнаружены на побережье острова Ко Тарутао, который является геопарка ЮНЕСКО. Для Вернетт самым интересным открытием стали 12 видов трилобитов, которых раньше видели в других частях света, но никогда раньше не встречали в Таиланде:  «Теперь мы можем соединить Таиланд с некоторыми частями Австралии, и это действительно захватывающее открытие».

Во время жизни трилобитов этот регион находился на внешних окраинах Гондваны — древнего суперконтинента, включавшего Африку, Индию, Австралию, Южную Америку и Антарктиду.

«Поскольку континенты со временем менялись, частью нашей работы было выяснить, где находится этот регион Таиланда по отношению к остальной части Гондваны, — говорит Хьюз. — Это движущаяся, меняющая форму трехмерная головоломка, которую мы пытаемся собрать».

Например, взять вид, названный в честь тайской  принцессы Сириндорн (Tsinania sirindhornae), которая была сторонницей активного развития науки в Таиланде. Этот вид, по мнению ученых, выглядит «царственным», имея широкий «головной убор» и четкие плавные линии.

Если исследователи смогут узнать дату, изучив туфы, содержащие Tsinania sirindhornae, и определить, когда они жили, то надеются, что смогут констатировать:  близкородственные виды Tsinania, обнаруженные в северном и южном Китае, примерно одного возраста.

Фото: news.ucr.edu