В Китае обнаружен гибрид динозавра и птицы возрастом 120 млн лет

05.01.2023

Учеными установлено, что предками птиц являются динозавры. Однако пока неизвестно, как именно проходила эта трансформация. Новая находка, сделанная на севере Китая, возможно, даст исследователям важную информацию об эволюции современных птиц.

Обнаруженная окаменелость полного скелета неизвестного существа, жившего 120 млн лет назад, имеет голову динозавра и тело птицы. В этом регионе в меловой период в осадочных породах ранее были обнаружены отпечатки тел пернатых динозавров и ранних птиц.

Впечатление художника от Cratonavis zhui.

С помощью компьютерной томографии высокого разрешения палеонтологи изучили череп ископаемого существа, названного кратонависом (Cratonavis zhui). Используя цифровые версии минерализованных костей, команда реконструировала форму и функции черепа — какими они были при жизни птицы.

Результаты показали, что череп кратонависа своей морфологией аналогичен черепу динозавров — таких как тираннозавры. У современных птиц также отсутствуют длинная лопатка и первая плюсневая кость (кость стопы). Зато подобные особенности характерны для окаменелостей других динозавров — предков птиц.

На эволюционном древе ученые китайского Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных, проводившие исследование, поместили кратонависа между археоптериксом — крылатым длиннохвостым динозавром, и и орнитотораками — к ним относятся современные птицы и их ближайшие предки.

Уникальное сочетание анатомии Cratonavis zhui — это не ступенька между двумя  категориями животных, а признак того, что эволюция птиц происходила одновременно по большому количеству расходящихся путей.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Фото, видео: sciencealert.com