Сам он не местный. Установлено происхождение погибшего жителя Помпеев

В 79 году нашей эры в результате извержения вулкана Везувий на древнеримский город Помпеи обрушились потоки раскаленной лавы, пепла и газа, которые мгновенно превратили процветающее итальянское поселение, предположительно, курорт выходного дня для богатых римлян, в покрытый копотью мавзолей. Сейчас международная группа ученых прочитала первый полный геном человека, который погиб в этом природном катаклизме, что дало представление о генетике населения Помпеев.

Ученые исследовали скелеты мужчины и женщины, которые были обнаружены при раскопках 1910 года. Пару нашли в жилище, известном под названием Дом ремесленника. Тела лежали на полу, мужчина был прислонен к невысокому лежаку, женщина находилась неподалеку в полусогнутом виде. Древнюю ДНК извлекали из их каменистых костей, это плотные косточки внутреннего уха, в которых древний генетический материал сохраняется относительно хорошо. Однако восстановить удалось только геном мужчины, пишет Science.org.

Авторы исследования, которое публикует Scientific Reports, сравнили полученный помпейский геном с 1020 другими древними геномами и 471 современным геномом евразийского происхождения. Наибольшее родство мужчины из Помпеев обнаружилось с людьми, живущими сегодня в Центральной Италии, но были у него предки на острове Сардиния и в Анатолии, азиатской части современной Турции. Центрально-итальянское происхождение неудивительно, но генетическое наследие из Сардинии, а тем более Анатолии прежде в древнеримских геномах не обнаруживали. Это подкрепляет некоторые полученные ранее данные о том, что два тысячелетия назад Апеннинский полуостров был очагом генетического разнообразия.

Прежде чем начать восстанавливать геном жертв извержения Везувия авторы изучили скелеты мужчины и женщины из Casa del Fabbro. На основании этих данных они заключили, что мужчине ростом 164,3 см было от 35 до 40 лет, женщине было за 50, ее рост составлял 153,1 см. Лежачая поза мужчины объясняется его туберкулезным спондилитом, или болезнью Потта, туберкулезом позвоночника, диагностические признаки которого обнаружили исследователи. У находящейся в том же помещении женщины, возможно, его матери или тети, был артроз. Женщина согнулась над кучкой монет, которую охраняла при надвигающейся катастрофе. Авторы исследования не исключают, что пепел и пемза, выброшенные при извержении вулкана, могли стать защитой ДНК от разлагающих ее факторов внешней среды.