Мумифицированная кожа существа, жившего 290 млн лет назад, старше динозавров

Кожа, похожая на крокодилью, принадлежащая одному из ранних видов рептилий, является самой древней из когда-либо обнаруженных окаменевших кожных покровов. Его возраст составляет почти 290 млн лет — на 130 млн больше, чем у предыдущего рекордсмена.

Относящаяся к палеозойской эре (541-252 млн лет назад) кожа имеет схожие черты с кожей других древних видов рептилий, а ее неперекрывающиеся чешуйки, похожие на камешки, больше всего напоминают вымершего мелового динозавра Эдмонтозавра (145-66 млн лет назад) и кожу крокодила. Петлевые участки между эпидермальными чешуйками похожи на кожные структуры, встречающиеся у змей и червеобразных ящериц, отмечают палеонтологи в новом исследовании.

«Мы были потрясены, когда поняли, что это технически самый древний кусок мумифицированной кожи, — рассказал соавтор исследования Итан Муни (Университет Торонто). — Наш слепок на 130 миллионов лет старше, чем самый древний образец  мумифицированной кожи, большинство из которых происходят от динозавров».

Как рассказал ведущий автор исследования Роберт Райз в интервью Live Science, предыдущая самая древняя подтвержденная окаменелость кожи принадлежала динозавру. Он добавил, что есть еще одна окаменелость из России, которая на 21 млн лет моложе, но образец нуждается в повторном исследовании, чтобы подтвердить, что это кожа.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Current Biology, окаменелость кожи является самым древним известным примером сохранившегося эпидермиса — наружного слоя кожи, который есть у наземных рептилий, птиц и млекопитающих. Эта структура могла иметь жизненно важное значение для перехода и выживания видов из водной среды в полностью наземную, поскольку она защищала их органы от внешних воздействий.

Окаменелость кожи размером с ноготь была найдена в глинистых отложениях в известняковой пещерной системе Ричардс Спер в Оклахоме вместе с другими образцами. Хотя кожа и мягкие ткани редко окаменевают, исследователи говорят, что сложный состав тонких глинистых отложений в пещерной системе в сочетании с просачиванием нефти в бескислородной среде, вероятно, замедлил разложение и сохранил образец.

Когда исследователи рассмотрели окаменелость под микроскопом, они обнаружили эпидермальные ткани, которые обычно встречаются в коже амниот — наземной группы позвоночных, состоящей из рептилий, птиц и млекопитающих, которые произошли от предков амфибий в каменноугольном периоде.

В то время, когда жило это существо, динозавры еще не появились, а животные состояли из четвероногих позвоночных, похожих на рыб. Согласно более раннему исследованию,  эти ранние тетраподы напоминали крокодилов, ящериц, угрей и змей.

По словам Муни, эти древние предки выглядели бы «очень по-рептильному, если бы вы увидели их сегодня».

Однако, поскольку не было найдено ни скелета, ни других останков, исследователи говорят, что невозможно определить вид животного или даже часть тела, с которой была снята кожа.

Муни добавил, что обнаружение окаменевшей кожи, похожей на ту, что можно увидеть у ныне живущих животных, показывает, что она была «критически важна для их жизни на суше». Эта кожа и новые структуры в ней позволили существам перейти из водной среды в наземную, что в конечном итоге привело к эволюции птиц, млекопитающих и рептилий, пишут авторы.

Фото: Сurrent-Biology