Мозазавры были разборчивы в еде, выяснили исследователи

В известняках Маастрихта в 1766 году был обнаружен первый мозазавр. Территория голландско-бельгийской границы вокруг столицы Лимбурга — одна из наиболее изученных территорий мира меловых пород эпохи, которая внезапно закончилась 66 млн лет назад.

Здесь проводили работы специалисты из Утрехтского университета и Музея естественной истории Маастрихта в сотрудничестве с английскими коллегами из Университета Лестера. Ученые первыми в мире изучили следы износа на зубах мозазавра и выяснили, что маастрихтские особи были весьма разборчивы в выборе рациона.

«Нам было любопытно, действительно ли разные виды мозазавров вокруг Маастрихта мешали друг другу в выборе еды, или это не было такой уж большой проблемой», — объясняет доктор Фемке Холверда, палеонтолог с факультета геологических наук Утрехтского университета. Из-за отсутствия данных о содержимом желудка маастрихтских варанов исследователи изучили мельчайшие царапины на зубах этих животных из южного Лимбурга (Нидерланды) и в окрестностях Эбен-Эмаэля (провинция Льеж, Бельгия).

«Похоже, что различные виды мозазавров демонстрируют различия в питании. Мы отметили эти различия в основном между более мелкими видами — по стандартам мозазавров — общим размером от трех до семи метров, и более крупными, длиной от восьми до пятнадцати метров. » Но между более крупными видами были и некоторые различия». В частности, прогнатодон с его большими конусообразными зубами, по-видимому, имел в своем рационе удивительное количество моллюсков, поэтому он, очевидно, любил свой «шведский стол» из морепродуктов. Другой вид, Plioplatecarpus , с узкими заостренными зубами, имело поразительное количество признаков износа. Возможно, этот вид также любил рыб с сильно чешуйчатым телом».

Исследователи сначала сделали слепки зубов из силиконовой резины и поместили их в 3D-сканер. «Этот метод уже использовался на динозаврах, но мы были первыми, кто посмотрел таким же образом на зубы мозазавров», — объясняет коллега-палеонтолог Энн Шулп, также работающая в Утрехтском университете.

Благодаря этому исследованию найдены некоторые недостающие части головоломки давно исчезнувшего мира последнего мелового периода. «Мы хотим лучше понять многообразие», — говорит Шульп. «И это стало для нас проще, потому что все изученные животные происходят из одних и тех же пород и, следовательно, из одного и того же периода. Поэтому вместо того, чтобы описывать только один вид, мы рассматриваем экосистему в целом».

Залежи известняка вокруг Маастрихта являются золотой жилой для палеонтологов. Шульп: «Нигде больше в мире среда обитания мозазавра не сохранилась так хорошо, как здесь. Их можно найти в очень мягком известняке, поэтому можно исключить износ зубов по другим причинам».

Разумеется, такое обилие потенциальных находок оказывает большую привлекательность и на палеонтологов-любителей. «В этом нет ничего плохого», — подчеркивает Джон Ягт, куратор Музея естественной истории Маастрихта. «Любитель» буквально означает «энтузиаст», и благодаря 250 годам интенсивных исследований этих энтузиастов мы узнали много нового о мозазаврах и других вымерших формах жизни. Такой музей, как наш, очень выигрывает от этого. в Нидерландах наука стимулируется: это просто разрешено законом. Это не везде так».