Французские ученые установили, что первые современные люди в Европе были связаны с граветтской культурой

Ученые Национального центра научных исследований Франции (CNRS) выяснили, кем были первые современные люди, поселившиеся в Европе.

Примерно 38 000–40 000 лет назад современные люди пришли на смену ранее существовавшим на территории Европы человеческим предкам после крупного климатического кризиса, который усугубило суперизвержение вулкана Флегрейские поля недалеко от Неаполя.

Чтобы определить, кем были эти современные люди-поселенцы, исследователи проанализировали геномы двух фрагментов черепа возрастом от 36 000 до 37 000 лет, найденных на археологическом участке Буран Кая III.

Буран-Кая III — скальное укрытие, нависающее над рекой Бурульча, расположенное в Белогорском районе Крыма. Предыдущие исследования убежища выявили стратиграфическую последовательность, простирающуюся от среднего палеолита до неолита.

В статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution (Последовательности генома современных людей возрастом 36–37 000 лет на Буран-Кая III в Крыму), было проведено сравнение фрагментов черепа с банками ДНК человека, выявившее генетическую близость эти особи и сходство с особями, связанными с Граветтом, обнаруженными несколько тысяч лет спустя в юго-западной Европе.

Представители граветтской культуры была охотниками-собирателями, возникшими примерно от 31 000 до 23 000 лет назад, недалеко от последнего ледникового максимума. Культура наиболее известна производством женских статуэток типа Венеры, в том числе Венеры Брассемпуи — одного из самых ранних известных реалистических изображений человеческого лица.

По мнению исследователей: «Каменные орудия, найденные на стоянке Буран Кая III, также напоминают некоторые граветтские комплексы, хотя они жили на 6000 и 5000 лет раньше. Таким образом, изучаемые здесь люди внесли генетический и технологический вклад в популяцию, давшую начало этой [граветтийской] цивилизации.

Национальный центр научных исследований Франции (CNRS)