Окаменелость сухопутной змеи через шесть лет оказалась морской ящерицей мелового периода

В 2015 году палеонтологи объявили о потрясающем открытии. В бразильских породах мелового периода сохранился полный скелет существа, напоминающего змею, но с одним существенным дополнением : четырьмя крошечными, почти рудиментарными ногами. Ископаемую рептилию назвали Tetrapodophis amplectus, и оно должно было заполнить недостающее звено между змеями и ящерицами.

Однако теперь специалисты «разжаловали» пресмыкающееся до «обычной» ящерицы. Повторное иссследование показало, что найденный скелет принадлежит  водоплавающей ящерице, а не сухопутной змее, которая не успела лишиться конечностей.

«Находка четвероногой змеи может ответить на множество вопросов об эволюции, но только если она настоящая, – отметил палеонтолог Университета Альберты в Канаде Майкл Колдуэлл. – Главный вывод нашей команды состоит в том, что Tetrapodophis amplectus на самом деле не змея, а родственник вымерших морских ящериц – долихозавров. Дело в том, что череп находки был отделен от тела. Ученые описывали лишь череп, и не увидели тех нюансов, которые однозначно свидетельствуют, что это – не череп змеи, даже самой примитивной».

Выяснилось, что в первоначальном исследовании Tetrapodophis amplectus были допущены ошибки, по причине которых рептилию причислили к змеям. На самом деле бразильская находка — это вымершая морская ящерица, которая жила на нашей планете 110 с лишним миллионов лет назад.

«Главный вывод нашей работы состоит в том, что Tetrapodophis amplectus на самом деле не змея и была неправильно классифицирована. Скорее, все аспекты его анатомии согласуются с анатомией, наблюдаемой у группы вымерших морских ящериц мелового периода, известных как долихозавры», — сказал  Колдуэлл.

Результаты работы опубликованы в  Journal of Systematic Palaeontology.

Фото: sciencealert