Археологи сделали новые интересные открытия в иракском Тель-Мухаммеде

После интенсивных археологических раскопок в иракском Тель-Мухаммеде ученые сделали новые интересные открытия. Группа исследователей Университета Катании и Багдадского городского археологического проекта сделала новый вывод:  происхождение города восходит  к раннему палеовавилонскому периоду — эпохе, известной как эпоха Хаммурапи.

Археологические данные также указывают на то, что город был заброшен в 1595 году до нашей эры — во время падения Вавилона, организованного хеттским правителем Мурсилием I. Об этом свидетельствуют исторические тексты, найденные в Телль-Мухаммеде.

Основной целью раскопок было найти сложную систему укреплений и управления водными ресурсами в северо-восточной части города. В ходе работ  исследователи обнаружили участок оборонительной стены, граничащей с речным портом на реке Тигр. Была обнаружена сложная система, включающая лестницу, ведущую на большую приподнятую террасу с прилегающей башней, а также канал, являющийся частью сложной городской канализационной системы. Канализационный канал имеет внутреннюю опорную систему и глиняные трубы, предназначенные для ускорения потока сточных вод. На вершине лестницы стояла башня, а на внешнем открытом пространстве располагалась цистерна, первоначально использовавшаяся для сбора воды, а затем преобразованная в дренажную канаву.

В городских стенах в ходе раскопок также были найдены сооружения, связанные с переработкой зерна и выпечкой хлеба, а также печи двойного назначения. Вторая их функция — разжижение битума, необходимого для гидроизоляции сосудов и водохозяйственных сооружений. Одним из примечательных открытий также является ванная комната с туалетом под ней и «священным» пространством с алтарем и гробницами, посвященными культу предков, известному по-вавилонски как «киспум», о чем свидетельствуют современные клинописные тексты.

Наряду с характерными керамическими формами палеовавилонской эпохи были найдены три ценные цилиндрические печати. На них — иконография и надписи, типичные для того периода. Помимо печатей, исследователи обнаружили терракотовые вотивные бляшки с женскими изображениями, модели кроватей, связанных со священным браком, и фигурки музыкантов, представляющие элементы вавилонской традиции начала II тысячелетия до нашей эры.

Фото: Университет Катании