Доверие в действии. В Новосибирске определили цифровые инструменты научной дипломатии

Как объединить усилия ученых вокруг решения глобальных проблем и начать налаживать разорванные связи? Этим животрепещущим вопросам была посвящена организованная Российским центром научной информации (РЦНИ) в рамках «Технопрома-2023» научная сессия «Формирование позиций России на научной карте мира. Интеграция российской науки с мировым научным сообществом».

— Наука очень далека от политики. Особенно это касается естественно-научных направлений. Даже если разорваны политические и экономические отношения, именно наука может выступить объединяющим фактором при решении глобальных, важных для человечества проблем. Роль научной дипломатии сегодня крайне велика. В дипломатии, как и в дружбе, главное — доверие. А оно формируется годами. Стоит напомнить, что РЦНИ — преемник Российского фонда фундаментальных исследований, 30 лет развивавшего международное сотрудничество, в частности, совместные исследовательские программы с зарубежными странами. Есть имя, репутация, накопленный авторитет: РФФИ долгое время был членом Глобального исследовательского совета, РЦНИ сегодня стал российским офисом БРИКС по научно-техническому сотрудничеству. Много отличных проектов выполнено со странами СНГ в рамках программы «Соседи по исследованиям». РФФИ в свое время спасал российскую науку и поднимал международное сотрудничество, и РЦНИ еще поработает в области спасения традиционных научных связей и налаживания новых, — сказал «Поиску» перед началом мероприятия председатель РЦНИ Владимир Квардаков.

— Мы недаром пригласили на научную сессию видного ученого, можно сказать, одного из авторов понятия «научная дипломатия», академика Александра Чубарьяна. РФФИ в свое время был инициатором движения по научной дипломатии, и РЦНИ подхватил это знамя. В России есть прекрасные разработки, вокруг которых можно объединяться, которые надо внедрять в других странах. Две недели назад мы были на саммите «Россия — Африка», у африканских стран есть и интерес к России, и собственный опыт, его можно заимствовать. В ЮАР, например, налажена системная поддержка совместных проектов. Карта мира формируется всем мировым сообществом. И в нашем обсуждении принимают участие представители 12 стран и всех отделений РАН — Дальневосточного, Уральского, Сибирского, — добавил начальник Управления международного сотрудничества РЦНИ, модератор сессии Александр Усольцев.

Участников сессии приветствовал директор департамента МИД РФ Юрий Горлач. По предложению модератора обсуждение сосредоточилось на следующих вопросах: меняющиеся подходы РФ к научно-техническому взаимодействию с другими странами, включая принципы и нормативную базу; геополитические, отраслевые и экономические выгоды от интенсификации этого взаимодействия с дружественными странами; возможности научной дипломатии.
Научный руководитель ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» академик Николай Колчанов предложил создать национальную цифровую платформу, формирующую с помощью искусственного интеллекта базу знаний о мировой науке и технологиях. «Кто владеет глобальной информацией, владеет миром», — подчеркнул академик. И рассказал о цифровой платформе, которая реализована в ИЦиГ и позволяет анализировать огромные объемы биотехнологических данных.

— Наша система работает с молекулярно-генетической информацией. Такой же аппарат можно использовать для описания отношений между персоналиями, организациями и странами. Если мы действительно хотим быстро понять, где находимся на мировой карте науки и куда нам надо двигаться, следует реализовать подобный крупный проект национального масштаба, и лучшее место для этого — Российский центр научной информации, — резюмировал Николай Колчанов.
Его поддержала директор Российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере доктор экономических наук Ирина Ильина, упомянув о том, что уже идет процесс создания международного индекса научного цитирования, — это платформа по журналам и научно-технической информации стран СНГ и ряда других государств. Планируется и разработка платформы по мониторингу исследовательской и инновационной деятельности.

Исполнительный директор Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ Ирина Куклина привела статистику: до недавнего времени около 40% проектов, поддержанных Министерством науки и высшего образования РФ, реализовывались с участием государств Евросоюза. В 2022 году действующих проектов с этими странами осталось около 20%. Вместе с тем идет расширение спектра новых партнеров — активное сотрудничество с организациями Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Появляются совместные проекты с латиноамериканскими странами. Ирина Куклина озвучила проблему, которой сейчас уделяется недостаточно внимания, — обеспечение мобильности молодых ученых. Также она предложила расширить совместную работу в области популяризации науки.

Одной из важнейших тем для интеграции остается экология, и Байкал, Каспий или Арктика автоматически становятся объектами для международных исследований. О сотрудничестве с Монголией в организации комплексных байкало-гобийских экспедиций и изучении проблемы опустынивания рассказал директор Байкальского института природопользования СО РАН член-корреспондент РАН Ендон Гармаев. Российско-казахстанские проекты на Каспии презентовал Азат Куштабаев из Каспийского университета (Казахстан). Об опыте создания совместной российско-кубинской станции испытания материалов и конструкций в условиях тропического климата Кубы доложил представитель Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Дасковский.

В рамках блока «Соседи по исследованиям» о реализованных проектах и перспективах сотрудничества рассказали президент Академии наук Абхазии Зураб Джапуа, представители Вьетнама и Ирана.

Роли научной дипломатии в современных условиях было посвящено итоговое выступление научного руководителя Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна:
— Научная дипломатия набирает силу, приобретает самостоятельное значение как отдельная дисциплина. В широком смысле это проведение совместных исследований, учет развития науки в разных странах, база для научного прогресса всего мира. Возрастает роль научной дипломатии и в предотвращении мировых кризисов и сложностей, с которыми мы сталкиваемся в последнее время, — климатические изменения, пандемия и т. д.

В заключение научной сессии Александр Усольцев подчеркнул, что по итогам обсуждения будет сформирован пул предложений по интеграции отечественной науки с мировым исследовательским сообществом для профильных министерств и ведомств.

Ольга ВЛАДИМИРОВА

Нет комментариев