Пространство Пиотровских. Академики — на защите культурного наследия

В городе на Неве открылся Петербургский центр культурного наследия имени академика Бориса Пиотровского. Четыре зала в одном из первых каменных зданий Санкт-Петербурга, построенном в 1711 году для царевны Натальи Алексеевны, младшей сестры основателя города Петра I, названы многофункциональным коммуникативным пространством. В его основе — постоянная экспозиция «История движения в защиту Петербурга», посвященная вкладу общественных организаций и городских властей в охрану культурно-исторического достояния северной столицы.

Возможно, это попытка совместить несовместимое, поскольку представления общественности и чиновников о том, что и как охранять, далеко не всегда совпадают, и примеров тому в Петербурге немало прямо сегодня, но, как надеется куратор выставки Елена Кононенко, «она даст верное направление умам». Посетитель может увидеть подлинные элементы декора памятников архитектуры, коллекции исторических плакатов и листовок, отражающих хронику деятельности неформальных движений и групп, начиная с Общества архитекторов и художников, созданного в 1903 году, когда отмечалось 200-летие Петербурга.

В ту пору «блистательный Санкт-Петербург» уже (или еще) не воспринимался как город-музей и город-памятник, переделки, перестройки, сносы, изменения планировки были не только возможны, но и происходили. Осознанная тогда угроза потерять историческую красоту ощутима и в наши дни. Фотографии спасенных, навсегда утраченных или перелицованных объектов культурного наследия говорят сами за себя. Градозащитное дело немыслимо без научных исследований и описаний, потому что «нельзя эффективно защищать то, чего не знаешь», и в этом контексте отмечена, например, роль академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, который в своих статьях и публичных выступлениях боролся за соблюдение «небесной линии» Петербурга и против вторжения в нее небоскребов. Раритетные архивные материалы органично дополняет актуальный мультимедийный контент.

Открытие центра было приурочено к 55-летию городского отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры), которым с момента его создания и до конца жизни руководил директор Государственного Эрмитажа академик Борис Борисович Пиотровский. Это ему в большей степени принадлежит заслуга в спасении от сноса легендарного Дома Дельвига в 1986 году, подготовке списков и зон охраны памятников, т. е. исторической среды вокруг них — работа, которая в дальнейшем увенчалась включением Санкт-Петербурга в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На церемонии открытия выступили его сын и преемник на посту директора Эрмитажа академик РАН Михаил Пиотровский, назвавший экспозицию блестящей, и внук, вице-губернатор Санкт-Петербурга, ведающий вопросами культуры, Борис Пиотровский.

Одна из нынешних тревог городского отделения ВООПиК, ученых и градозащитников — Охтинский мыс, уникальный плацдарм в самом центре Санкт-Петербурга, сохранивший зримые следы древнерусской и двух шведских крепостей. О том, что этот пра­Петербург может быть на законных основаниях застроен, а не музеефицирован, «Поиск» подробно рассказывал (№7, 2021, «Смыслы мыса»). Когда многолетний спор о судьбе мыса был, казалось, решен в высших судебных инстанциях, Президент РФ поручил изучить возможность создания на его территории историко-археологического заповедника. Найденные на мысе археологическими экспедициями артефакты разных эпох были представлены на большой выставке в Эрмитаже, что наглядно подтвердило их значимость.

Поэтому на недавней онлайн-пресс-конференции Михаила Пиотровского я попросил его еще и как члена рабочей группы Министерства культуры высказаться о перспективах музеефикации мыса. В ответе директора Эрмитажа есть несколько важных констатаций. Разложим их по полочкам: памятники там очень хрупкие, и надо решить, каким образом их сохранять, не выстраивая новоделы; нужны компромисс и дискуссия, боевые атаки в судах, как и разговоры на фоне ничегонеделания, могут привести лишь к гибели памятника; нужен пересмотр существующих проектов музеефикации (!) с участием собственника территории («Газпрома»), без собственника что-либо сделать ни физически, ни финансово невозможно. И снова: нужны переговоры, должен быть найден правильный компромисс в интересах памятника в рамках правового поля, но и в рамках понимания того, что от нас ждут потомки.
Запоминается последняя фраза. Она, как и экспозиция в бывшем дворце царевны Натальи Алексеевны, «дает верное направление умам».

Аркадий Соснов

Фото автора

 

Нет комментариев