Аллергия на кошек: лекарство найдено?!

Российские учёные совместно с Венским медицинским институтом разработали вакцину против аллергии на кошек в рамках проекта Cats Project. Если вы думаете, что им «больше заняться нечем», то… поздравляем! Вас обошла стороной эта напасть: не кошки (мы любим кошек), а аллергия на них. Между тем, кроме умиления, это самая распространённая реакция организма: в России 30 % населения не могут тискать питомцев без последствий. Ещё выше статистика у современных детей: у каждого второго ребёнка могут проявиться симптомы, причём, самые разные: и вполне предсказуемое раздражение слизистых (слезоточивость, насморк, кашель или чихание), и кожные реакции (зуд, жжение и даже волдыри), и неочевидные, например, боли в животе, тошнота. А после приступов астмы и анафилактического шока зафиксированы даже летальные исходы.

Пугаться не нужно — давайте разбираться, что это такое и как бороться с аллергией! Не выгонять же кошку, в самом деле?!

Часто люди ошибочно сетуют на кошачью шерсть, но не она как таковая является аллергеном. На самом деле симптомы — это проявление гиперчувствительности иммунной системы человека на белки животного, выделяемые вместе с мочой, слюной или частичками кожи, которые в свою очередь попадают на шерсть. Логично, что и от «голых» кошек все эти белки тоже попадают в организм человека. Там аллерген со специфическим ему иммуноглобулином E (IgE) атакует клетку иммунной системы (в биологии она носит название тучной клетки), клетка эта выделяет медиаторы, такие как гистамин, и запускает аллергический ответ.

Всего таких белков выделено 8, и 4 из них представляют аллергическую угрозу для населения именно России, более того, на территории разных регионов реакцию вызывают не одни и те же.  К таким выводам пришли исследователи Института молекулярной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова во главе с доктором медицинских наук Александром Карауловым.

Тем не менее, вакцина, которую разработали российские и австрийские учёные, способна избавить в будущем от всех 8 видов аллергенов кошки: на разных территориях необходимо будет лишь комбинировать синтезированные антигены, это тоже белки. В отличие от уже имеющихся вакцин от аллергии на животных, риска заболеть не будет, уверены биологи.

Учёные говорят, что вакцина вылечит всех аллергиков от болезненных реакций на кошек, ею можно будет прививать беременных женщин, а значит, она безвредна. После доклинических и клинических испытаний — примерно через 5 лет — она может появиться в массовом использовании.

• А в каком году опубликована эта статья?