Устройство O-pH покажет, какие зубы подвержены кариесу в будущем

09.03.2022

Зубной налет появляется на зубах, когда в нашем рационе появляется много продуктов, содержащих сахар или крахмал. А также если не очень тщательно или неправильно чистим зубы. В этом случае сахар и крахмал остаются на месте, бактерии питаются ими и образуют налет — липкое прозрачное покрытие, затвердевающее со временем. Потом кислоты в зубном налете начинают разъедать зубную эмаль — так начинается эрозия.

Ученые Вашингтонского университета попытались получить более четкое представление о ранних стадиях этого процесса, а также предложили пути решения проблемы. Для этого разработали оптическое устройство, с помощью которого можно выявлять в зубах  «области риска».

«В зубном налете много бактерий, которые вырабатывают кислоту при взаимодействии с сахаром в нашей пище, — говорит Мануджа Шарма, ведущий автор исследования. — Эта кислота вызывает коррозию поверхности зубов и, в конечном итоге, кариес. Таким образом, если мы сможем получить информацию о кислотной активности, мы сможем получить представление о том, как бактерии растут в зубной биопленке или зубном налете».

Прототип устройства, которое назвали O-pH, излучает светодиодное освещение и измеряет флуоресценцию с помощью химического красителя, который наносится на зубы.

Затем O-pH выдает численное значение кислотности зубного налета — pH. По этому значению можно понять, какая область зуба наиболее подвержена риску образования кариеса.

Проверили систему специалисты на 30 пациентах в возрасте от 10 до 18 лет. Ученые отмечают, что надо продолжить исследование.

«Нам нужны дополнительные результаты, чтобы показать — насколько оно (устройство) эффективно для диагностики, но оно определенно может помочь нам количественно оценить состояние полости рта, — сказал Шарма. — Это также может помочь информировать пациентов о влиянии сахара на химический состав зубного налета. Мы можем показать им вживую, что происходит, и это опыт, который они запомнят и скажут: «Хорошо, хорошо, мне нужно сократить потребление сахара»!»

Исследование было опубликовано в журнале IEEE Transactions on Biomedical Engineering.

Фото: newatlas