Новое исследование: ученые доказали, что акулы спят

09.03.2022

Раньше считалось, что акулы не спят. Совсем. Ученые предполагали, что хищники должны оставаться в движении постоянно, чтобы поддерживать свое  дыхание. Но в новом исследовании специалисты приводят неопровержимые доказательства: акулы спят так же, как и другие представители животного мира.

«Мы предоставили первые физиологические доказательства сна у акул», —  пишет команда в своей статье под руководством экофизиолога Майкла Келли из Университета Западной Австралии.

Специалистам известно, что у птиц, млекопитающих и даже осьминогов — две фазы сна, как и у людей. Каждая из них играет важную роль в физиологии, к примеру, человека, но мало что известно об этом процессе у холоднокровных позвоночных.

Команда ученых исследовала признаки сна у шашечных акул ( Cephaloscyllium isabellum ), которые, как было выявлено ранее, являются ночными животными.

В предыдущем исследовании ученые продемонстрировали, что акулам нужна была более сильная электрическая стимуляция. Это необходимо, чтобы отреагировать, когда животное, казалось бы, отдыхает. Но подтвердить, что эти состояния покоя были сном, не удалось.

Наблюдение за акулами в течение 24 часов показало: уровень кислорода в организме постоянно снижался во время этих периодов покоя, и подтвердило: продолжавшиеся более 5 минут действительно были сном.

«Спящие акулы не только не реагируют на стимуляцию, но и имеют более низкую скорость метаболизма», — объясняют Келли и команда.

Акулы чаще закрывали глаза во время сна, что позволило ученым предположить: это связано с внешними факторами (наличие света и др.), а не с самим состоянием сна. Ночью 38% акул держали глаза открытыми, даже если другие признаки свидетельствовали о том, что они крепко спали.

Исследователи обнаружили: лучшим индикатором спящей акулы является ее поза. Во время сна шашечные акулы держали тело в горизонтальном положении.

Этот вид акул может оставаться неподвижным в течение длительных периодов времени благодаря своим щечным помпам (лицевым мышцам), которые пропускают поток насыщенной кислородом воды через жабры.

Другие виды акул, такие как печально известная большая белая ( Carcharodon carcharias ), не имеют этого насоса и полагаются на плавание вперед, чтобы протолкнуть насыщенную кислородом воду в рот и через жабры. Это известно как ram-ventilation.

«Будущие исследования должны быть сосредоточены на других физиологических показателях сна, таких как изменения активности мозга, для получения более полной картины сна у этих позвоночных», — заключает команда.

Исследование  опубликовано в Biology Letters.

Фото: pinterest