Удаление катаракты снижает риск развития деменции даже через 10 лет

Операция по удалению катаракты часто проводится, чтобы обратить вспять естественное ухудшение зрения с возрастом. Но эта процедура положительно влияет не только на способность видеть. Выяснилось, что операция снижает риск появления деменции.

На первый взгляд может показаться странным, что это может иметь какое-либо отношение к риску развития деменции, но известно, что сенсорные нарушения и, в частности, потеря зрения влияют на когнитивные функции у пожилых людей.

Команда ученых во главе с офтальмологом Сесилией Ли из Вашингтонского университета выдвинула гипотезу, что «пожилые люди с катарактой, перенесшие удаление катаракты, могут иметь более низкий риск развития деменции» по сравнению с людьми, которые не делали операцию.

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи проанализировали данные, собранные в рамках продолжающегося исследования «Изменения мышления взрослых» — долгосрочного проспективного когортного исследования, начатого еще в 1994 году и предназначенного для изучения развития деменции.

Пул  данных включал 3038 участников без деменции старше 65 лет с диагнозом катаракта или глаукома . У 853 из этих участников развилось слабоумие, 709 случаев из них оказались  болезнью Альцгеймера .

А вот операция по  поводу глаукомы в тот же период никак не повлияла на развитие деменции. Напомним, оперативное вмешательство по поводу глаукомы помогает  остановить дальнейшее ухудшение зрения, но не  так же эффективно, как операция по удалению катаракты.

«Эти результаты согласуются с представлением о том, что сенсорная информация, поступающая в мозг, важна для здоровья мозга», — говорит соавтор исследования Эрик Ларсон , старший научный сотрудник Вашингтонского института медицинских исследований Kaiser Permanente.

Результаты были скорректированы с учетом различных факторов, связанных со здоровьем, в том числе курения, диабета , сердечных заболеваний и гипертонии в анамнезе, но прочная связь между хирургией катаракты и сниженным риском развития деменции осталась.

Есть множество возможных причин, почему это  так. Работа с нарушениями зрения в пожилом возрасте может привести к социальным трудностям, и человек может отстраниться от жизни и друзей, уменьшив свою активность. Все это  связано с когнитивным снижением, отмечает команда ученых.

Команда также предполагает, что это может иметь какое-то отношение к более качественному сенсорному вводу, передаваемому от глаз к мозгу после того, как операция была проведена.

«Некоторые особые клетки сетчатки связаны с познанием и регулируют циклы сна, и эти клетки хорошо реагируют на синий свет, — говорит Ли . — Катаракта блокирует синий свет, и операция по удалению катаракты может реактивировать эти клетки».

Хотя связь между плохим зрением и повышенным риском деменции уже находится в  поле зрения  ученых,  это первое исследование по оценке риска деменции по сравнению операции по удалению катаракты с другой хирургической операцией на глазах.

Исследование было опубликовано в JAMA Internal Medicine .

Фото: sciencealert.com