Страх зависит от микробов, живущих в кишечнике. Новое исследование американских ученых

07.06.2021

Почему одни дети реагируют на опасность спокойно, а другие начинают испытывать тревогу даже в привычной ситуации? Ответ на этот вопрос ученые обнаружили в…  кишечнике. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Группа ученых Мичиганского университета и Университета Северной Каролины обнаружила, что микробиом кишечника у пугливых младенцев отличается от микробиома более спокойных. То, насколько страх выражен, может быть индикатором будущего психического здоровья. Иначе говорят, микробиом кишечника маленького ребенка определяет неврологическое благополучие взрослого человека.

«Испытывать страх — нормально. Дети должны иметь представление об угрозах и быть готовыми реагировать на них, — поясняет руководитель нового исследования Ребекка Никмейер. — Но если они не могут ослабить эту реакцию, когда находятся в безопасности, то рискуют получить тревожные расстройства и депрессии в более позднем возрасте. При этом на другом полюсе существуют дети с приглушенными реакциями страха, которые могут расти неэмоциональными, черствыми и склонными к асоциальному поведению».

Чтобы определить, как связан микробиом кишечника и чувство страха, Никмейер и ее коллеги разработали пилотное исследование с участием около 30 младенцев. Ученые тщательно отобрали группу детей, следя за тем, чтобы они росли в равных условиях. Например, все они находились на грудном вскармливании и ни один из них не принимал антибиотики. Затем исследователи охарактеризовали микробиом детей, проанализировав образцы кала, и оценили реакцию ребенка на страх с помощью простого теста: наблюдая, как ребенок реагирует на незнакомца, входящего в комнату в маске для Хэллоуина. Детей пугали, но ситуация была под контролем ученых и родителей.

«Мы хотели, чтобы этот опыт был приятным как для детей, так и для их родителей. Родители были с детьми все время и могли вмешаться, когда захотят, — делится Никмейер. — Ничего особенного не происходило. Это действительно те переживания, которые дети испытывают в своей повседневной жизни.»

Собрав все данные, исследователи обнаружили связь между специфическими особенностями микробиома кишечника и степенью страха у младенцев. По сравнению со спокойными детьми, у пугливых малышей в кишечнике было больше одних видов бактерий и меньше других, и в возрасте одного года они демонстрировали большую тревожность.

В рамках исследования команда также изучила мозг детей с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что состав микробиома детей первого года жизни также был связан с размером миндалевидного тела — частью мозга, участвующей в принятии быстрых решений о потенциальных угрозах. Это стало одним из важных результатов наблюдений.

«У нас есть прекрасная возможность поддержать неврологическое здоровье на ранней стадии и содействовать здоровому росту и развитию детей», — заключает Ребекка Никмейер.

Причинно-следственная связь микробнома кишечника и стрессовых реакций уже исследовалась учеными. Правда, объектами эксперимента были мыши. Но выводы схожи и с выводами нового исследования с участием младенцев.

Елена Касьянова