Популярный препарат от ожирения способен убивать рак, выяснили учёные

Было обнаружено, что популярное лекарство от ожирения восстанавливает функцию иммунных клеток, нацеленных на рак , независимо от того, потеряли ли люди вес в результате лечения.

Небольшое исследование, проведенное группой ирландских исследователей, изучало, может ли семаглутид , препарат, используемый для лечения диабета 2 типа , также помочь облегчить проблемы с клеточным метаболизмом у людей с ожирением, что может объяснить более высокий уровень заболеваемости раком и инфекциями.

Теперь кажется, что семаглутид оказывает еще один потенциально полезный эффект на людей с ожирением: восстанавливает функцию иммунных клеток, называемых естественными клетками-киллерами, которые ведут борьбу с раком и инфекциями.

«Наконец-то мы подошли к моменту, когда показано, что медицинские методы лечения ожирения предотвращают осложнения ожирения», — говорит эндокринолог и соавтор Донал О’Ши из Университетского колледжа Дублина.

«Текущие результаты представляют собой очень позитивные новости для людей, живущих с ожирением, на терапии GLP-1 и предполагают, что преимущества этого семейства методов лечения могут распространяться на снижение риска рака».

Естественные клетки-киллеры являются частью врожденной иммунной системы организма, первой линией защиты, которая начинает действовать при первом же запахе злоумышленника. Известно, что они нацелены на раковые клетки и борются с инфекциями.

Но у людей с ожирением наблюдается заметная дисфункция иммунной системы, что может быть связано с тем, что они также склонны к развитию других хронических заболеваний, таких как диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания и многие виды рака. Они также подвержены худшим последствиям, если заразятся такими инфекциями, как грипп и COVID-19 .

Учитывая совпадение между диабетом и ожирением, О’Ши и его коллеги интересовались, может ли повторное использование семаглутида для последнего помочь исправить некоторые иммунные дисбалансы, наблюдаемые при ожирении.

В ходе серии лабораторных исследований исследователи обнаружили, что естественные клетки-киллеры участников больше не находились в состоянии спада и начали производить сигнальные молекулы, которые они обычно должны производить, называемые цитокинами. Общее количество естественных киллеров в образцах крови больных не изменилось по сравнению с исходным, но их функция восстановилась.

Без контрольной группы мы не знаем, как это соотносится с людьми без ожирения, если бы они использовали семаглутид, или с людьми с ожирением, получавшими плацебо. Но это хорошая отправная точка для дальнейших исследований, изучающих, как существующие лекарства могут помочь справиться с некоторыми сопутствующими заболеваниями, связанными с ожирением.

Исследователи особенно заинтересованы в том, чтобы понять, как клеточный метаболизм лежит в основе иммунной дисфункции при ожирении, поскольку он, по-видимому, регулирует активность естественных клеток-киллеров — и может связать всю эту историю воедино.

Другая интересная вещь заключается в том, что только примерно половина участников исследования похудела на семаглутиде, что позволяет предположить, что его восстанавливающее действие на иммунные клетки может быть независимым от потери веса.

Тем не менее, семаглутид в основном известен потерей веса. Ранее в этом году всплеск популярности среди знаменитостей вызвал глобальный дефицит семаглутида, который продается в США под названием Ozempic. Больные диабетом изо всех сил пытались найти свои еженедельные лекарства, чтобы не допустить скачков сахара в крови до опасного уровня.

«Я надеюсь, что это то, что будет взято под контроль, чтобы как можно больше людей, живущих с ожирением, могли начать собственное лечение этим полезным лекарством», — говорит старший автор Эндрю Хоган, иммунолог из Университета Мейнут в Ирландии.

Исследование было опубликовано в журнале Obesity .

Image by freepik.com