Паразит токсоплазма делает зараженных людей привлекательнее — новое исследование

18.05.2022

Поражающий мозг паразит Toxoplasma gondii  почти повсюду. Считается, что микроскопический захватчик заражает до 50 процентов людей , и ряд исследований предполагает, что он может изменить поведение человека.

Паразит был связан с широким спектром неврологических расстройств , включая шизофрению и психотические эпизоды, и ученые продолжают раскрывать более загадочные эффекты, которые могут возникнуть в результате инфекции.

В одном из таких новых исследований ученые обнаружили, что мужчины и женщины, зараженные паразитом, в конечном итоге оценивались как более привлекательные и здоровые, чем неинфицированные люди.

Со стороны это может показаться странным и маловероятным. Но гипотетически это явление может иметь смысл с точки зрения эволюционной биологии, говорят ученые.

""

Вверху: составные изображения 10 женщин и мужчин, инфицированных токсоплазмой (а), рядом с 10 составными изображениями 10 неинфицированных женщин и мужчин (б).

Среди множества нейробиологических изменений, которые инфекция T. gondii вызывает у своих хозяев,  некоторые из эффектов могут приносить пользу инфицированным животным. А это значит, что они приносят пользу  и паразиту, впоследствии помогая стимулировать его собственные перспективы передачи.

«В одном исследовании самцы крыс, зараженные токсоплазмой, воспринимались как более сексуально привлекательные, и неинфицированные самки предпочитали их в качестве сексуальных партнеров», — объясняют исследователи в новой статье под руководством первого автора и биолога Хавьера Борраза-Леона из Университета Турку.

Много исследований было посвящено выяснению того, можно ли наблюдать подобные эффекты в случаях заражения людей паразитом T. gondii.

Доказательства не окончательные, но некоторые данные свидетельствуют о том, что у инфицированных мужчин более высокий уровень тестостерона, чем у неинфицированных.

Возможно, мужчины с более высоким уровнем тестостерона могут с большей вероятностью заразиться паразитом — и в первую очередь из-за более высокого уровня рискованного поведения, связанного с гормоном.

Однако альтернативная точка зрения состоит в том, что паразит для достижения своих целей может быть способен тонко изменять фенотип своего хозяина, манипулируя химическими веществами в теле, такими как нейротрансмиттеры и гормоны.

Эти изменения могут иметь далеко идущие последствия, предполагают Борраз-Леон и его команда.

«Некоторые паразиты, передающиеся половым путем, такие как T. gondii, могут вызывать изменения во внешнем виде и поведении человека-хозяина либо как побочный продукт инфекции, либо в результате манипуляций с паразитом для увеличения его распространения на новые хосты», — пишут исследователи .

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые сравнили 35 человек (22 мужчины, 13 женщин), инфицированных T. gondii , со 178 людьми (86 мужчин, 92 женщины), которые не были носителями паразита.

Все участники (включая инфицированных) тем не менее были здоровыми студентами колледжа, у которых ранее был взят анализ крови для другого исследования, посвященного изучению T. gondii.

После ряда различных тестов с участием добровольцев, включая опросы, физические измерения и визуальные оценки, исследователи обнаружили, что у инфицированных токсоплазмой субъектов была значительно более низкая лицевая флуктуирующая асимметрия, чем у неинфицированных людей.

Флуктуирующая асимметрия — это мера отклонения от симметричных черт, при этом более низкие уровни асимметрии (т. е. более высокая симметрия) связаны, среди прочего, с лучшим физическим здоровьем, хорошими генами и привлекательностью.

Кроме того, было обнаружено, что женщины-носители паразита имеют меньшую массу тела и более низкий ИМТ, чем неинфицированные женщины, и у них были более высокая самооценка привлекательности, а также большее количество сексуальных партнеров.

В отдельном эксперименте группа из 205 независимых добровольцев оценила фотографии лиц участников, и оценщики обнаружили, что инфицированные участники выглядели значительно привлекательнее и здоровее, чем неинфицированные.

Тем не менее, на данный момент все это предположения, и команда признает: другие интерпретации также жизнеспособны, включая идею о том, что очень симметричные, привлекательные люди могут каким-то образом позволить себе большие  физиологические издержки, связанные с паразитизмом, которые в других отношениях считаются бременем.

Что касается того, какая интерпретация верна, невозможно сказать наверняка, основываясь только на этом одном исследовании, и ученые признают, что небольшой размер выборки их эксперимента является ограничивающим фактором для его статистического анализа.

По этой причине потребуются будущие исследования с большим числом участников, чтобы подтвердить или опровергнуть их общую гипотезу.

О результатах сообщается в PeerJ .