Нейролингвисты помогут учить детей математике

06.05.2020

Белгородские нейролингвисты вместе с немецкими коллегами из лаборатории диагностики и когнитивной нейропсихологии университета Тюбингена в ходе проведенных исследований сделали важный вывод. Ученые выяснили, что у правшей и левшей способности выполнять вычислительные операции — а попросту, умение считать — различаются. Нейрокогнитивные механизмы, лежащие в основе развития и формирования математических способностей с учетом «доминирующей руки» учёные изучали, применяя методику нейровизуализации – функциональную спектроскопию в ближнем инфракрасном диапазоне (оптическую томографию).

Как поясняет директор центра когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ» кандидат психологических наук, доцент Мария Ситникова,
«рукость» (преобладание одной руки над другой в письме, мануальных навыках и др.) связана с доминированием левого или правого полушария головного мозга в речи или пространственном мышлении. Доказано, что у 95% правшей и у приблизительно 75% левшей левое полушарие отвечает за
развитие речи, чтения, письма, вербальной памяти, тогда как у 25% левшей доминирующим для этой психической функции является правое полушарие.

Совместно с немецкими коллегами мы доказали, что общепринятые в науке модели мозговой активации, выявленные у праворуких людей в процессе выполнения математических вычислений, не подходят для абсолютного большинства людей, – комментирует Мария Ситникова.

Эксперимент проводился на базе университета Тюбингена, средний возраст участников – 24,5 года, большинство из них – студенты университета. Все
участники были разделены на 3 группы: леворукие и левши, праворукие и правши, и группа смешанного типа по критерию «рукость». В процессе выполнения участниками несложных математических заданий на компьютере ученые проводили нейроскрининг.

Выяснилось, что область мозга, играющая ключевую роль в числовом познании, по-разному активируется у леворуких и праворуких людей во время  выполнения математических вычислений. А значит и стратегии, которые используют леворукие люди при решении математических примеров, и тактика усвоения математических понятий могут отличаться. Полученные знания могут пригодиться математикам при составлении учебников, или учителям — чтобы дифференцированно подходить к обучению.

Фото: пресс-служба НИУ БелГУ