МРТ отравляет печень: в контрастном веществе могут содержаться вредные наночастицы

25.06.2020

Наночастицы оксида железа, которые применяют в магнитно-резонансной томографии при обследовании печени, могут поражать орган. Речь идет идет о наночастицах определенного размера и формы, которые провоцируют гибель печеночных клеток. Об этом сообщают ученые НИТУ «МИСиС», Балтийского федерального университета, РХТУ им. Менделеева и Чешской академии наук

Ученые изучили влияние высоких концентраций кубических наночастиц оксида железа и их скоплений на клетки печени человека, поскольку именно такая форма частиц показывает хорошие результаты при МРТ-исследованиях. Ученые обнаружили, что жизнеспособность клеток снижалась в зависимости от увеличения концентрации  наночастиц-кубов в органе.

«В данной работе мы демонстрируем, что воздействие нано-кубов и их кластеров приводит к цитотоксичности в различных опухолевых клеточных линиях печени. Механизм токсического эффекта связан с прогрессирующей проницаемостью мембран лизосом в гепатоцитах, что провоцирует процессы апоптоза и аутофагии – клеточной гибели», – рассказал один из соавторов исследования, заведующий лабораторией «Биомедицинские наноматериалы» НИТУ «МИСиС» Максим Абакумов.

Как подчеркивают авторы исследования, негативное воздействие веществ на клетки печени – одна из наиболее распространенных причин изъятия лекарств с рынка. По этой причины из аптек исчезает примерно  30%  препаратов.

Но все же решение есть и МРТ может быть абсолютно безопасным и эффективным методом диагностики. Избежать гибели клеток способны особые образования – нано-кластеры. Правда, специалистам при их использовании необходимо точно соблюдать дозировку препаратов на основе оксида железа.