Меньше риска. Выявлены кишечные бактерии, расщепляющие холестерин и снижающие опасность развития сердечно-сосудистых заболеваний

Об этом сообщает Live Science.
Связь между разнообразием кишечных микробов и здоровьем сосудов установлена давно и точно. Прежние исследования показали, что кишечник людей с атеросклерозом и тех, кто не имеет этого диагноза, имеет разный микробный состав.
Одно из самых заметных различий связано с присутствием у здоровых людей микробов, производящих ферменты семейства IsmA, которые способны расщеплять холестерин.
Недавно в журнале Cell были опубликованы результаты исследования, которое показало, что бактерии, запускающие метаболизм холестерина, относятся к роду Oscillibacter.
Более того, чем больше их в кишечнике человека, тем ниже у него уровень холестерина. Чтобы узнать, как кишечные бактерии влияют на здоровье сердечно-сосудистой системы, ученые из Института Броуд и Гарвардской медицинской школы (Broad Institute of MIT and Harvard Medical School) проанализировали образцы стула и крови, собранные у более 1400 человек — участников Фрамингемского исследования сердца (Framingham Heart Study), самого продолжительного исследования сердечно-сосудистых заболеваний и факторов риска, которое началось в 1948 году в городе Фрамингем, штат Массачусетс.
В образцах стула авторы новой публикации определяли профиль микробной ДНК и выявляли метаболиты расщепления холестерина.
Комплексный анализ показал, что низкие уровни триглицеридов и холестерина в плазме крови были связаны с обилием Oscillibacter в фекалиях.
Для того чтобы убедиться в способности бактерий этого рода метаболизировать холестерин, ученые вырастили их в лаборатории и внесли в среду с флуоресцентно-меченым холестерином. Затем под микроскопом они стали искать флуоресцентные метки внутри бактериальных клеток и увидели, что микробы действительно поглотили холестерин.
Отслеживая дальнейшую судьбу поглощенного бактериями холестерина, авторы установили, что разные виды Oscillibacter расщепляют его на разные стероиды и эти стероиды могут поглощаться другими кишечными бактериями, что приводит с снижению уровня общего холестерина. Используя алгоритм машинного обучения, анализирующий особенности генов, авторы смогли выяснить, какие гены Oscillibacter ответственны за расщепление холестерина.
И это оказались гены, которые кодируют белки, подобные IsmA. Теоретически, полученные в исследовании сведения могут помочь направить кишечный микробиом на интенсивное расщепление опасного для сосудов соединения.