«Когнитом» от ННГУ. Цифровая платформа для диагностики и тренировки мозга.

Учёные Университета Лобачевского разработали уникальную цифровую платформу «Когнитом», предназначенную для диагностики и индивидуальной тренировки когнитивных функций у пациентов с различными неврологическими и психическими расстройствами. Этот инструмент уже был апробирован более чем на 40 тысячах человек и показал высокую эффективность в оценке и восстановлении мозговой деятельности.

Платформа предназначена для помощи пациентам с последствиями инсульта, наркозависимостью, а также детям с СДВГ и аутизмом.

«Наша платформа с точностью до миллисекунды отслеживает работу мозга и изменения в нём на разных этапах реабилитации. В систему входит когнитивный тренажёр, который содержит более 100 шаблонов для оценки и улучшения работоспособности мозга. Для разных состояний мы можем подобрать индивидуальный набор тренировок.»

— Софья Полевая, заведующая кафедрой психофизиологии факультета социальных наук ННГУ.

Основой подхода нижегородских учёных является анализ данных о сенсорном и логическом мышлении человека, а также их балансе. Для этого использовались тест Струпа и его модификации, включая задания на малознакомом или выдуманном языке, что позволяет оценить когнитивный потенциал участников эксперимента в распознавании новых образов и их способность к обучению.

Дополнительно, в ходе экспериментов была отслежена телеметрия ритма сердца для диагностики эмоционального состояния испытуемых и оценки энергозатрат организма при поддержании когнитивных процессов. Эти данные планируют использовать для создания калькулятора эмоционального выгорания, что позволит определять уровень работоспособности людей в условиях стресса.

Исследование проводилось в сотрудничестве с Исследовательским центром в сфере искусственного интеллекта Института информационных технологий, математики и механики, а также с Институтом биологии старения Университета Лобачевского. Результаты исследования активно используются в клинической практике и научной работе, в том числе в Приволжском окружном медицинском центре ФМБА России и Нижегородской областной клинической больнице им. Н.А. Семашко.